Материнское поведение, после рождения ребенка, часто носит название «материнская забота» или «материнский уход», а иногда его называют и «поведением возвращения». Эти термины ясно выражают основную суть материнской заботы – стремление сохранить близость с малышом.
После рождения малыша, мама в ответ на активность ребенка начинает взаимодействие с ним. Ей еще не известен оптимальный уровень и объем стимуляции, и поэтому со стороны младенца нужна подсказка в виде обратной связи. Младенец отвечает матери, регулируя определенными сигналами необходимый ему уровень стимуляции. Если поведение мамы полностью соответствуют его потребностям, малыш демонстрирует положительную реакцию.
Эти сигналы оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние матери, сообщая ей об интересе, который она вызвала у малыша. Такое подкрепление поддерживает ее, делая процесс общения значимым и приятным. Постепенно процесс настраивания становится взаимным, малыш синхронизирует свои движения с голосом и движениями матери, и можно ясно увидеть чередование сигналов матери и младенца. То есть, при формировании привязанности важно, как партнер воспринимает его сигналы и отвечает на них. Кроме того, поведение матери и младенца должно отличаться предсказуемостью, а сигналы считываемостью. При нарушении хотя бы одной из составляющих взаимодействия есть вероятность нарушения гармоничных связей внутри диады «мать-младенец».
Таким образом, диада – важный опыт взаимоотношений. В этой ситуации для младенца определяющее значение приобретает «Другой», с его репертуаром внеречевых средств общения, лицом, мимикой и т. д. Лицо, подчеркнутая мимическая выразительность, голосовые интонации, темп/напевность речи — все эти каналы могут служить мощными организующими компонентами опыта ребенка. То есть в диаде «ребенок-мать» разворачивается полотно аффективных состояний, характеризующих эту диаду и благодаря этому появляется возможность предоставить конкретное наполнение идеи первичной коммуникации с другими, непосредственного переживания другого в опыте аффективно-эмоционального взаимодействия.
С позиций диадического подхода ребенок на ранних стадиях развития воспринимает внешний мир (и себя самого) и взаимодействует с миром не как самостоятельный субъект, а опосредованно, через взаимосвязь с матерью. Постепенно у него формируется восприятие себя, матери и других объектов внешнего мира как отделенных друг от друга, имеющих самостоятельный физический статус и независимое существование.
То есть функционирование диады задает индивидуальную траекторию развития субъекта, формируя его дальнейшие более сложные психические образования, а также чувство реальности.
Поведение матери начинает настраиваться с внутренним ощущением младенца, что лежит в основе идеи диадического состояния. Например, когда ребенок хочет спать, мать обращается к нему успокаивающим голосом, и через некоторое время ребенок ощущает это соответствие. В последствии и ребенок может сообщить свое намерение, ощущение другому или разделить внимание с другим. Очевидно, что этот опыт и аффективная со-настроенность ребенка и матери выступают необходимыми условиями для возможности дальнейшего вербального, языкового общения и эмпатического понимания.
То есть, нельзя рассматривать ребенка «изолированно», не принимая во внимание его окружение с реальными взаимодействиями, вербальными и невербальными обменами. Представление о системном характере взаимоотношений в диаде, о закономерностях и механизмах важно для понимания гармоничного психофизического развития ребенка. Особенности диадических отношений рассматриваются как определяющие развитие различных психосоматических и психических нарушений и используются в психотерапии и психологическом консультировании в диагностических, коррекционных и терапевтических целях.
Текст взят из книги автора данного сайта «Диада» (Lambert, 2015г. Раздел 1. Диадические отношения: норма, патология, психотерапия. Параграф 1. Особенности диады «мать-дитя»). В данном посте текст оригинала книги сокращен.