Принципы общения при особенностях детского поведения

Ìàëåíüêàÿ äåâî÷êà â îáðàçå àíãåëà

 

Существует немало особенностей детского поведения, огорчающих родителей.  Ниже,  я  ограничусь  описаниями   таких особенностей,  как  —  «замкнутость» (тревожность),  «агрессивность» (импульсивность).

Часто, говоря о поведении ребенка, родители  обосновывают свои выводы тем, что  сравнивают ребенка с «другими» (детьми). Парадокс в том, что в реальности «других» нет. Конечно, говоря так,  родители предполагают некий «усредненный образ ребенка», с которым сравнивают своего. Но, с психологической точки зрения,  этот образ  не «усредненного реального», а  Идеального Ребенка, то есть представление родителя  о том, каким должен быть  ЕГО ребенок  (и он, как родитель такого ребенка).

Поэтому  можно подумать – что хотят исправить родители (в поведении ребенка)? Несомненно, родители покупая  игрушки, выбирая  сад, проводя досуг,  ориентируются  на некие свои  мечты и идеалы.  Но если этот «образ семьи»  вдруг  разрушает живой и настоящий ребенок, то часто родители это расхождение воспринимают как «недостаток» (ребенка), который необходимо просто исправить И исправляют: заставляют, поощряют, запрещают,  приближают и приближают ребенка к своему образу.  Поэтому первым вопросом  для родителя,   наверное,  будет: «действительно ли с моим ребенком что то не так? или он не очень похож на того, кого бы я хотела видеть?».

Родители, не проявляющие понимания и принятия ребенка, транслируют ему информацию: «Ты плохой, неправильный. Ты не такой хороший, каким должен быть».  И ребенок получает опыт отвержения, а  дальше,  в зависимости от индивидуальных особенностей, одни дети замываются в себе (оборонительная позиция, замкнутость), другие пытаются напасть первыми  (враждебная позиция, агрессия).

Оборонительная позиция.  Тихим деткам приходится труднее, чем агрессивным.  Те кричат, призывая на помощь, но недогадливые взрослые не всегда готовы расслышать это в «дурном» поведении. А  замкнутые дети не кричат  и поэтому  их  считают  идеальными. Но проблемы у них, чаще всего,  появляются в школе: не появляются новые  друзья и приятели,   остаются в тени, не проявляют никакой инициативы.  Тогда родители видят —  стремление отгородиться от мира начинает тормозить  развитие.  Возможно,  семейный опыт  привел  ребенка  к выводу:  безопаснее не привлекать к себе внимания (как последствия слов родителей: не приставай, не шуми, не говори глупостей).  Так же, если  с  ребенком  общаются слишком строго, подавляют его активность, ни разрешают бегать и шуметь, все время критикуют, упрекают, ограничивают, то он становиться чрезвычайно неуверенным в себе.

Принципы общения родителей с замкнутыми  детьми:

  • Родителям важно  изменить собственную точку зрения на ребенка  — не подмечать неудачи ребенка, не жалеть его, а обратить внимание на то, что у него получается хорошо.  Обычно замкнутые дети уверены в том, что они ни на что не способны, у них нет ничего, что заслуживало бы внимания и вызывало интерес у других людей.
  • Проиграйте ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения (например, некоторые коммуникативные сценки  (знакомства, начала разговора, беседы).
  • Важен и личный пример родителей:  показывайте ребенку, что мир не страшен (не опасен, а полон возможностей), а общаться – приятно и интересно.

Враждебная позиция. Часто предполагается, что проявления агрессивности – признак дурного воспитания и избалованности. Поэтому,  если агрессию пресекать, то никаких проблем не будет!  Поэтому многие родители при агрессии ребенка применяют наказание — реагируют на агрессию агрессией. Но этот подход показывает ребенку, что именно так и надо решать проблемы,  и это  только усиливает его агрессивное поведение. Но цель должна быть противоположная – ослабить напряжение (и показать приемлемые формы взаимодействия). Например, если ребенок в игре со сверстниками ведет себя агрессивно, то выведите его из игры, без криков, шлепков и нотаций. Тогда ребенок убедиться – такой способ взаимодействия не подходит, можно остаться в одиночестве.

Что скрывается за поведением агрессивного ребенка? Чувство гнева, которое он не может выразить. А так же чувства незащищенности, тревоги, обиды, одиночества, которые вызывает гнев. Этот ребенок не чувствует уверенности в собственном благополучии, не умеет разобраться в своих переживаниях. Он ощущает себя слабым и  поэтому ищет способ усилить оборону. То есть агрессия ребенка – это не то чувство, которое мучает ребенка. Это перенос чувств: испытывая дискомфорт, ребенок не знает как с ним справиться, избавиться от напряжения.

Принципы общения родителей с агрессивными детьми:

  • Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы разрешения проблем (преодоления препятствий). Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.
  • Давайте  ребенку возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, прокричать свой гнев,  поколотить подушку и т.д.)
  • Хвалите ребенка. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение — это будет поводом для него еще раз услышать ваши добрые слова о себе.  Так же не стесняйтесь  выражать свои добрые чувства к ребенку —  обнимайте его,  говорите   о своей любви к нему.

Если вам интересна данная тема, то ее  продолжение читайте в  посте «Эмоциональная клетка».

Важно уточнить, что в этом посте речь пойдет именно об особенностях поведения, а не о  проявлении заболеваний. Если «нестандартное» поведение вызвано нервным расстройством, травмой  (в т.ч. и психологической), то необходимо следовать рекомендациям специалистов, у которых наблюдается ребенок.  В посте «Принципы общения  при особенностях   детского поведения»   изложены   некоторые «сложности» поведения  ребенка, когда  его психологические дисгармонии акцентируют   внимание на семейных проблемах.