Развитие дефицитарных функций у детей с СДВГ должно соответствовать двум обязательным условиям:
- Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме (игровая форма занятий).
- Подбор игр. Параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка с СДВГ существенные затруднения, а порой просто невыполнимо. Поэтому следует подбирать такие игры, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности:
- Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости не должны требовать напряжения активного внимания и и допускать проявления импульсивности.
- Игры на тренировку выдержки и контроля импульсивности должны позволять при этом быть невнимательным и подвижным.
Ниже приведены 5 примеров игр для детей с СДВГ.
«Зоркий Глаз». Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность ее запомнить (рассмотреть, потрогать). Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.
Примечание. Если ребенок сумел найти игрушку, то он достоин похвалы. Можно даже сказать ему о том, что, родись он в племени индейцев, его, возможно, назвали бы гордым именем — Зоркий Глаз.
«Молчу — шепчу – кричу». Как вы наверняка заметили, детям с СДВГ трудно регулировать свою речь — они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Поэтому заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
«Найди отличие». Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Говори» . Ребенку дается инструкция: «Я буду задавать вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – «Говори»! Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (выдерживается пауза). «Говори!».
«Поиграем с предметами». Для игры необходимо выбирать 7-10 небольших предметов.
- Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.
- Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.
- Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку сказать, какие два предмета переложены.
- Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
- Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.
Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Например, такой вариант: «Я сейчас загадаю один из предметов. Попробуй угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»«. Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, «это пишет?» или «это – длинное?» и т.д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов (форма («это круглое?»), цвет («это красное?»), размер («это длинное?»), вес («это легкое?»), функция («из этого едят?»), материал («это деревянное?»), детали («у этого есть ручка?»)).
Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос «это круглое?» был ответ «нет», можно убрать со стола все круглые предметы. Однако постепенно нужно перейти на первоначальный вариант. При возникновении сложностей можно также сократить количество предметов, но потом постепенно увеличивать набор.