Взрослые часто не понимают, что происходит с ребенком, но его поведение их раздражает. Не владея информацией о СДВГ, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Поэтому родителям изначально важно научиться отделять «хорошесть» или «вредность» ребенка от его действий, обусловленных СДВГ. Это позволит развить осознание того, что только действие неприемлемо, а не сам ребенок «неприемлем». Часто у родителей, взаимодействующих с ребенком с СДВГ, проявляется выраженное или скрытое (которое также считывается ребенком) осуждение, отвержение, обвинение, критика. И эти эмоционально-поведенческие действия взрослого неизбежно приводят к нарушению контакта с ребенком, что усугубляет проявления СДВГ у ребенка.
Поэтому совместными усилиями всех членов семьи важно составить специальную «программу» семейного воспитания, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения, создание положительной мотивации, ситуаций успеха (при обязательном условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома, помощи и поддержки взрослых в формировании социальных навыков, регулярном участии их в совместной деятельности с ребенком).
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания (наказание) неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, НО легко отвечают на малейшую похвалу.
К основным направлениям развития детей с СДВГ психологи относят:
— развитие навыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы общения с окружающими людьми);
— умение следовать инструкции (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);
— усиление способности к концентрации и устойчивость произвольного внимания;
— усиление волевых качеств (организованности, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, инициативности, ответственности за порученное дело); формирование понятий «надо» и «нельзя» (для этого важно вменить ребенку что-то в обязанность, закрепить за ним поручение (часть бытовых дел)); формирования внутреннего контроля — важно выдерживать режимные моменты, т.е. соблюдать режим дня, а так же чередование активности и отдыха (принцип «от дисциплины к самодисциплине»).
Важно напомнить родителям, что все вышеперечисленные направления развития — аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела, чувство ответственности за собственные поступки, а так же навыки эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми – зависят не только от методов «воспитания», но и от собственного примера, который демонстрируют ежедневно ребенку родители, взаимодействуя с социумом и занимаясь рутинными делами.