Как в консультативной практике, так и в процессе проведения психологических мастерских, родительских лекториев автор акцентирует внимание на ценности индивидуальной психической красоты и неповторимости каждого из нас.
Поэтому родителям важно самостоятельно и ответственно искать решения на новые и новые вопросы, которые возникают при взрослении детей. То есть, изучать особенности развития своего ребенка, пробовать новые методы воспитания и развития, жить не в категориях «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», а чувствовать свое отношение к тому или иному событию (мысли, поступку). Например, «что я, как родитель, чувствую, в самых повседневных ситуациях, когда… (держу младенца на руках, гуляю с ребенком, читаю ему на ночь)»? Или — «как рождается мое мнение обо мне, как родителе»?
Эти акценты – составляющая творческой ментализации родителей — установлению связи между переживанием и поведением. Например, осознав свои мысли и чувства, поняв свои способы реакции на них (как мысли и чувства заставляют реагировать определенным образом) у родителей появиться бОльшая эмоциональная гибкость и возможность выбора действий. Если родитель умеет различать мысли и чувства; способен отделить ощущения от того, что реально происходит; не навязывает правила, а может обсуждать компромиссы; способен учесть пожелания ребенка и особенности развития (то есть, понимает себя, ребенка и обстоятельства) — то данные детско-родительские отношения могут быть гармоничными.
Поэтому воспитательные возможности родителей напрямую зависят от повседневных решений (действий, мыслей, чувств). Родительство подразумевает, что вы делаете все, что в ваших силах, что бы ваш ребенок стал собой, а не вашей копией или воплощением идеального ребенка (часто собственные ожидания родителей мешают «разглядеть» своих детей). Да, важно как быть заинтересованным в ребенке, так и понять – каково это быть ребенком, а так же знать его сильные стороны, чувства…
То есть, родительство, как стиль воспитания — приходит с опытом. Поэтому важно тренировать в себе нужные родительские качества и умения и отказываются от тех, что мешают процессу воспитания. Например, отвечать за свои решения (а не отчитывают себя на промахи, которые неизбежны); делать выводы и ставить новые, более четкие цели; внимательнее прислушиваться к своим ценностям и потребностям ребенка; ценить и любить себя, но и принимать тот факт, что все мы несовершенны…
Отрывок из книги Кузьминой А.А. «Семья: родители, дети и их отношения».