Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций. Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем является EQ, еще не сложилось.
Эмоциональный интеллект помогает заводить знакомства, предупреждать и разрешать конфликты, работать в команде, проявлять сочувствие, быть открытым и гибким, убеждать и т.п.
Современные методики развития детей больше ориентированы на IQ, чем EQ. В школе так же — математика и грамматика развивает левое полушарие, отвечающее за логическое мышление. Таким образом, развитию правого, творческого полушария не уделяется должного внимания (умение управлять своими эмоциями, выстраивать отношения с людьми).
Один важный момент, связанный с развитием EQ — родители, в своем искреннем стремлении быть хорошими, учат детей подавлять негативные эмоции, прятать свои чувства, отказываться от них (не принимать, не осознавать). Родителям важно понять и принять тот факт, что не бывает эмоций плохих и хороших. Да, с некоторыми просто жить труднее, но они тоже важны. Поэтому и не стоит запрещать детям сердиться и злиться.
Возрастные особенности понимания эмоций детьми
Дети 2- 4 лет. Знают о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие. Умеют различать эмоции по схематическим изображениям. Умеют передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.
Дети 4-5 лет. Умеют сравнивать полярные эмоции (например: радость-грусть). Понимают свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Умеют контролировать свои эмоции.
Дети 5-6 лет. Проявляют эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)
Как помочь своему ребенку научиться понимать свой внутренний мир? Основы эмоционального интеллекта закладываются в раннем возрасте. Следите за своим эмоциональными реакциями и поведением — дети до 5-6 лет учатся выражать эмоции, подражая взрослым.
Правила отражения чувств
1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».
Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что ты чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что ты огорчен».
2. При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, применяя эмпатическое слушание (цель такого эмпатического слушания — дать понять ребенку, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств).
- Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п.
- Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.
- Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.
- Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.
- Не давайте советов и оценок без его просьбы.
- Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.
- Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.
Д. Гоулман (автора бестселлера «Эмоциональный интеллект», 1995г.) уверен, что EQ важен в развитии ребенка, т.к. помогает осознавать свои желания, развивает самоконтроль и самомотивацию, способствует поддержанию хороших отношений с окружающими. Хорошее эмоциональное развитие детей подразумевает умение понять чувства собеседника (по выражению лица, жестам, интонации и т.п.), распознавать свои и чужие эмоции, принимать их и адекватно реагировать.