Эмоциональный интеллект (EQ)

2_2

Эмоциональный интеллект  — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций.  Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем является EQ, еще  не сложилось.

Эмоциональный интеллект помогает заводить знакомства, предупреждать и разрешать конфликты, работать в команде, проявлять сочувствие, быть открытым и гибким, убеждать и т.п.

Современные методики развития детей больше ориентированы на  IQ, чем  EQ. В школе так же  —  математика и грамматика развивает левое полушарие, отвечающее за логическое мышление. Таким образом, развитию правого, творческого полушария не уделяется должного внимания (умение управлять своими эмоциями, выстраивать отношения с  людьми).

Один важный момент, связанный с развитием EQ —  родители,  в своем искреннем стремлении быть хорошими, учат детей подавлять негативные эмоции, прятать свои чувства, отказываться от них (не принимать, не осознавать).  Родителям важно понять и принять тот факт, что не бывает  эмоций плохих и хороших. Да, с некоторыми просто жить труднее, но они тоже важны.  Поэтому и  не стоит запрещать детям сердиться и злиться.

Возрастные особенности понимания эмоций детьми

Дети 2- 4 лет.  Знают  о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление,  страх, гнев, горе, интерес, спокойствие. Умеют  различать эмоции по схематическим изображениям. Умеют передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные  выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

Дети 4-5 лет.  Умеют сравнивать полярные эмоции (например: радость-грусть). Понимают  свои чувства  и чувства других людей и рассказывать об этом. Умеют контролировать свои эмоции.

Дети 5-6 лет.  Проявляют  эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими)

Как помочь своему ребенку научиться понимать свой внутренний мир? Основы эмоционального интеллекта закладываются в раннем возрасте. Следите за своим эмоциональными реакциями и поведением — дети  до 5-6 лет учатся выражать эмоции, подражая взрослым.

Правила отражения чувств

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».

Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что ты чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что ты огорчен».

2. При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, применяя эмпатическое слушание (цель такого эмпатического слушания — дать понять ребенку, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств).

  • Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п.
  • Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.
  • Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.
  • Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.
  • Не давайте советов и оценок без его просьбы.
  • Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.
  • Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Д. Гоулман  (автора бестселлера «Эмоциональный интеллект», 1995г.)  уверен, что  EQ  важен в развитии ребенка, т.к. помогает  осознавать  свои желания, развивает самоконтроль и самомотивацию,  способствует  поддержанию  хороших  отношений  с  окружающими.  Хорошее эмоциональное развитие детей подразумевает умение понять чувства собеседника (по выражению лица, жестам, интонации и т.п.),  распознавать свои и чужие эмоции, принимать их и адекватно реагировать.