Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В процессе овладения письмом у ребенка формируются не только графические (правильное изображение букв и их расположения на рабочей строке), но технические навыки (правильное обращение с письменными принадлежностями, соблюдение гигиенических правил письма), а так же орфографические навыки (обозначение звуков соответствующими буквами).
Таким образом, овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко (тест на сформированность графического навыка возможно посмотреть в одноименном посте). Сложность овладения письмом заключается еще и в том, что ребенок приобретает координационный навык, требующий слаженной работы не только мышц кисти, но и всей руки, а так же правильной координации движений всего тела. То есть, сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. Но психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста связаны со слабо развитыми мелкими мышцами руки, несовершенной координации движений, не законченного окостенения запястий и фаланг пальцев.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Перегрузки и связанные с ними переутомления негативным образом сказываются на овладении графическими навыками. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно ! подготовка к письму, а не обучение ему.
Какие навыки и умения должны быть сформированы у ребенка, обучающегося писать?
- правильно сидеть при письме,
- правильно держать ручку,
- ориентироваться в пространстве (различать правую и левую сторону),
- развивать зрительно-моторную координацию (четко согласовывать мелкую моторику пальчиков с движением глаз).
В моем блоге можно найти ссылки на внешние интернет-источники, которые могут быть полезны для подготовки к письму в дошкольном возрасте (например, инструкции, как правильно держать ручку или правильно сидеть за столом — http://assya-assia.blog.ru/219752547.html)
Для подготовки руки к письму родители часто используют различные прописи: обводка, штриховка фигур, срисовывание картинок по точкам. Но есть и «простые» доступные средства для подготовки к письму. Игры, упражнения, задания для «обучения письму», приведенные ниже, помогают ребенку выполнять тонко-координированные движения для слаженной работы мелких мышц кисти руки, а так же развивают способности к сосредоточению и умению управлять своей деятельностью:
- Книжки-раскраски: раскрашивая картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Рисование орнаментов и узоров, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- Поделки из пластилина или глины, которые укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.
- Нанизывание бус на нитку, а так же застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Работа с бумагой: складывание (оригами) и обрывная аппликация (от листа бумаги кончиками пальцев отщипывают клочки и создают аппликацию).
- Плетение из толстых ниток.
- Игры с крупой, пуговицами (типа «сортировки»).
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
- Вырезание ножницами.
- Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
Так же существует и система специальных упражнений для развития мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук — см. пост «Упражнения, способствующие развитию графического навыка и ручной умелости». Но ! важно обратить внимание на тот факт, что игры и упражнения, которые приведены выше, эффективно способствуют формированию функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма, поэтому система специальных упражнений применяется ПОСЛЕ овладения ими, а не вместо них.
Повторюсь, что в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом (см. абзац «навыки и умения у ребенка, обучающегося писать») и создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости (см. абзац «игры, упражнения, задания для обучения письму»).