Особенности подготовки к письму в дошкольном возрасте

1пост

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.  В процессе овладения письмом  у ребенка    формируются  не только графические (правильное изображение букв и их расположения на рабочей строке), но   технические навыки (правильное обращение с письменными принадлежностями, соблюдение гигиенических правил письма),   а так же орфографические навыки (обозначение звуков соответствующими буквами).

Таким образом, овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко (тест на сформированность  графического навыка возможно посмотреть в одноименном посте). Сложность овладения письмом заключается еще и  в том, что ребенок приобретает координационный навык, требующий слаженной работы не только мышц кисти, но и всей руки, а так же  правильной координации движений всего тела.  То есть, сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля.   Но психофизиологические  особенности детей старшего дошкольного возраста  связаны со слабо развитыми  мелкими мышцами  руки, несовершенной  координации  движений, не законченного  окостенения запястий и фаланг пальцев.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Перегрузки и связанные с ними переутомления  негативным образом сказываются на овладении графическими навыками. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно ! подготовка к письму, а не обучение ему.

Какие  навыки и умения должны быть сформированы у ребенка, обучающегося писать?

  • правильно сидеть при письме,
  • правильно держать ручку,
  • ориентироваться в пространстве (различать правую и левую сторону),
  • развивать  зрительно-моторную  координацию (четко согласовывать мелкую моторику пальчиков с движением глаз).

В моем блоге можно найти  ссылки на внешние интернет-источники, которые могут быть полезны для подготовки к письму в дошкольном возрасте (например, инструкции, как правильно держать ручку или правильно сидеть  за столом — http://assya-assia.blog.ru/219752547.html)

Для подготовки руки к письму родители часто  используют различные прописи: обводка, штриховка фигур, срисовывание  картинок  по точкам.  Но есть и «простые» доступные средства для подготовки к письму. Игры, упражнения, задания для «обучения письму», приведенные ниже,  помогают ребенку выполнять  тонко-координированные  движения для слаженной работы мелких мышц кисти руки, а так же развивают способности к сосредоточению и умению управлять своей деятельностью:

  • Книжки-раскраски: раскрашивая картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима.  Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
  • Рисование орнаментов  и узоров, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
  • Поделки   из  пластилина  или глины, которые укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.
  • Нанизывание бус на нитку,  а так же застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Работа с бумагой:  складывание (оригами) и обрывная аппликация (от листа бумаги кончиками пальцев отщипывают клочки и создают аппликацию).
  • Плетение из толстых ниток.
  • Игры с крупой, пуговицами (типа «сортировки»).
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
  • Вырезание ножницами.
  • Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

Так же существует и система специальных упражнений для развития  мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук — см. пост «Упражнения, способствующие развитию графического навыка  и ручной умелости». Но ! важно обратить внимание на тот факт, что игры и упражнения, которые приведены выше,  эффективно способствуют формированию функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма, поэтому система специальных упражнений  применяется ПОСЛЕ овладения ими,  а не вместо  них.

Повторюсь, что  в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, поэтому  важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом (см.   абзац «навыки и умения у ребенка, обучающегося писать») и создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости (см. абзац «игры, упражнения, задания для обучения письму»).