Для оценки как специальной, так и общей готовности ребенка к школе используется стандартная процедура «диагностика готовности к школьному обучению». Ее проводит психолог на основе валидизированных методик. Результаты этой процедуры важны для родителей и учителей — зная особенности ребенка (например, как развиты у него память, внимание, речь, мышление, мелкая моторика, как он относится к школе, есть ли у него предпосылки школьных страхов и т.п.), они могут быть более внимательными к «проблемным» зонам. И тогда школьное обучение будет у ребенка без лишних стрессов и разочарований.
Если в результате диагностики будет выявлена недостаточная готовность к школьному обучению (например, неумение грамотно выразить свои мысли, плохая память, рассеянное внимание, нежелание идти в школу, заниженная самооценка и т.п.), то специалист поможет будущему первокласснику скорректировать особенности развития, что придаст ему уверенности и позволит получать удовольствие от учебы.
Возможно ли в «домашних условиях» оценить уровень школьной зрелости? Перечислю критерии: ребенок готов к школьному обучению, если умет общаться со сверстниками и взрослыми (соблюдая правила этикета), договариваться, доводить начатое дело до конца; если у него сформировалось положительное отношение к школе, старательность, умение прилагать усилия для достижения цели и т.д. Также хорошо, если ребенок умеет писать элементы букв и цифр, читать по слогам, различать понятия «число», «количество», считать до 10 и обратно. Эти элементы специальной готовности помогут быстро адаптироваться к школе и сделать обучение более успешным.
Почему эта информация важна? Потому что далее — о дезадаптации. Дезадаптация – это психическое состояние человека, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления. То есть, поступление ребенка в школу влияет на изменение его привычного распорядка и уклада жизни – появляются новые дополнительные физические, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки… Поэтому важно сразу заметить расстройства в учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, изменения в развитии личности (повышенная тревожность, страхи, неуверенность). Как следствие таких проявлений, у ребенка может проявляться нежелание учиться, снижается успеваемость, появляется ярко выраженная пассивность, дезорганизованность, отсутствие дисциплины.
Причин дезадаптации много – это и особенности соматического, психического здоровья ребенка; социальные (коммуникативные) трудности, возникающие у ребенка в школьном образовательном учреждении. Риску дезадаптации так же подвержены те дети, которые «развиваются» на пределе своих физиологических и психических возможностей (завышенные требования родителей или предъявление требований, заведомо невыполнимых для ребенка).
Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то у него появляются последствия дезадаптации:
- Возникают нарушения засыпания и ночного сна.
- Значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям.
- Значительно снижается аппетит.
Чем раньше родители вмешаются в затянувшийся процесс адаптации, тем выше шанс исправить негативную ситуацию. Побеседуйте с учителями, проконсультируйтесь с психологом, уделяйте больше времени ребенку. Дезадаптация – серьезная проблема, которая требует активного вмешательства и родителей, и специалистов. Необходимость своевременного оказания помощи детям с проявлениями дезадаптации важна еще и потому, что запущенные случаи переживания затянувшегося состояния дезадаптации могут вызвать формирование акцентуаций характера и серьезных невротических расстройств, вплоть до апатии, депрессии, неврозов.