Первоклассник. Как оценить готовность к школе до начала обучения?

i (1)

Для оценки как специальной, так и общей готовности ребенка к школе используется стандартная процедура «диагностика готовности к школьному обучению».  Ее проводит психолог  на основе валидизированных методик. Результаты этой процедуры важны для родителей и учителей — зная особенности  ребенка (например, как развиты у него память, внимание, речь, мышление, мелкая моторика, как он относится к школе, есть ли у него предпосылки школьных страхов и т.п.), они  могут быть более внимательными к «проблемным» зонам. И тогда  школьное  обучение будет  у ребенка без лишних стрессов и разочарований.

Если в результате диагностики будет выявлена недостаточная готовность к школьному обучению (например, неумение грамотно выразить свои мысли, плохая память, рассеянное внимание, нежелание идти в школу, заниженная самооценка и т.п.), то специалист поможет будущему первокласснику скорректировать особенности развития, что придаст ему уверенности и позволит получать удовольствие от учебы.

Возможно ли в «домашних условиях» оценить  уровень школьной зрелости?  Перечислю  критерии: ребенок готов к школьному обучению, если умет общаться со сверстниками и взрослыми (соблюдая правила этикета), договариваться, доводить начатое дело до конца; если у него сформировалось положительное отношение к школе, старательность, умение прилагать усилия для достижения цели и т.д. Также хорошо, если ребенок умеет писать элементы букв и цифр, читать по слогам, различать понятия «число», «количество», считать до 10 и обратно. Эти элементы специальной готовности помогут быстро адаптироваться к школе и сделать обучение более успешным.

Почему эта информация важна?  Потому что далее  —  о дезадаптации.  Дезадаптация – это психическое состояние человека, при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления. То есть, поступление ребенка в  школу  влияет на изменение его  привычного распорядка и уклада жизни – появляются  новые дополнительные физические, эмоциональные и интеллектуальные  нагрузки…  Поэтому  важно сразу  заметить  расстройства в учебной деятельности, взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, изменения в  развитии личности (повышенная тревожность, страхи, неуверенность). Как следствие таких проявлений, у ребенка может проявляться нежелание учиться, снижается  успеваемость,  появляется ярко выраженная пассивность, дезорганизованность, отсутствие дисциплины.

Причин дезадаптации много – это и особенности  соматического,  психического  здоровья ребенка; социальные (коммуникативные) трудности, возникающие у ребенка в школьном образовательном учреждении. Риску  дезадаптации  так же подвержены те дети, которые  «развиваются» на пределе своих физиологических и психических возможностей (завышенные требования родителей или предъявление требований, заведомо невыполнимых для ребенка).

Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то у него появляются последствия дезадаптации:

  • Возникают нарушения засыпания и ночного сна.
  • Значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям.
  • Значительно снижается аппетит.

Чем раньше родители  вмешаются  в затянувшийся процесс адаптации, тем выше шанс исправить негативную ситуацию. Побеседуйте с учителями, проконсультируйтесь с психологом, уделяйте больше времени ребенку. Дезадаптация – серьезная проблема, которая требует активного вмешательства и родителей, и специалистов. Необходимость своевременного оказания помощи детям с проявлениями дезадаптации важна еще и потому, что запущенные случаи переживания затянувшегося состояния дезадаптации могут вызвать формирование акцентуаций характера и серьезных невротических расстройств, вплоть до апатии, депрессии, неврозов.