Первоклассник. Школьная зрелость.

i

Что значит этот термин — «школьная зрелость» (или его аналог «готовность к школе»)? Психологи выделяют три уровня школьной зрелости (высокую, среднюю, низкую) и подразделяют готовность к обучению в школе на общую и специальную.

Под специальной готовностью понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир). В общую готовность включены: психологическая, нравственно-волевая, физическая.

Между обозначенными направлениями подготовки (специальная, общая) существует тесная, взаимообусловливающая результат связь: общая готовность составляет основу для специальной готовности ребенка к школе. То есть, чем ярче проявляются составляющие общей готовности, тем выше уровень школьной зрелости.

Кратко рассмотрим элементы общей готовности, которые непосредственно влияют на адаптацию и обучение в школе.

Физическая готовность ребенка — это не только хорошее состояние здоровья, но и готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений. Важно помнить и о том, что школьнику необходимо высидеть несколько уроков по 40 минут, а так же выполнять каждый день домашние задания. То есть, состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу, а так же соблюдать основные физиологические правила: режим дня, правильная поза за столом (осанка) и т.п.

Нравственно-волевая готовность предполагает, что ребенок должен быть коммуникабельным, то есть, уметь общаться со сверстниками и взрослыми. А так же понимать и признавать правила; адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников. Эта готовность включает в себя такие качества как: самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость и дисциплинированность.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает формирование нового этапа в психологическом развитии — «внутренней позиции школьника»:
— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
— наличие интереса к учению и получению новых знаний;
— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа (например, в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела).