Развитие для ребенка или ребенок для развития? (0-3 года)

2_1

В педагогике существуют два полярных подхода к развитию ребенка. Это генетический подход, так называемое «свободное воспитание» (что заложено генами в ребенке, то и разовьется, как не развивай что-то иное) и подход «воспитаем вундеркинда» (считается, что ребенок — «чистый лист», «глина» и из него можно вылепить все что хотите, используя разнообразные методики). На мой взгляд, как бы банально это не звучало, истина — посередине.

При следовании принципам первого подхода, у ребенка будет сформировано знание о мире как о «лоскутном одеяле». У родителей нет мотивации его развивать – «что найдет, в то и поиграет». Или, при следовании принципам второго подхода, у ребенка формируется знание сверх меры, на «будущее». У родителей этого ребенка завышенные требования к нему, желание воспитать «доброго, умного, талантливого (желательно во всех сферах) ребенка».

Конечно, важно сформировать у ребенка картину мира как можно боле богатой, разнообразной и позитивной. В дальнейшем, используя свой ранний опыт, у ребенка будет свое видение и отношение к вещам. Поэтому правильно поступают те мамы, которые стремятся к максимальному насыщению бодрствования ребенка видами деятельности.

Но(!), важно это делать правильно, не перегружая и подавляя ребенка. Об этих правилах напишу подробнее:

  • Необходимо создать интересную, насыщенную среду для получения знаний, а не давать ребенку сами знания.
  • Получение новой информации ребенком – это активный, а не пассивный (исходящий от взрослого) процесс.

Для создания такой среды и такого взаимодействия необходимо знание возрастных особенностей ребенка, его сенситивных периодов развития (что ребенок может в конкретном возрасте, какая деятельность является ведущей и проч.).

Пишу об этом потому, что часто из любви и внимания мамочек появляются совершенно антипедагогические вещи. Сейчас популярен тренд «надо любить своего ребенка, а не воспитывать». Конечно, любовь — одна из составляющих развития личности и важно правильно ее донести до ребенка (см. статью «Размышления о безусловной любви»). Но ограничивать развитие только проявлениями любви, думаю, не стоит.

Так же отношусь к тенденции воспитания, которая была популярна раньше — «не надо развивать, а надо создать развивающую среду», которая понималась родителями только как покупка «развивающих» игрушек.

Поэтому изначально (до процесса выбора методики или направления развития) мамам надо честно ответить на вопрос: «каким я хочу видеть своего ребенка?». И если в ответе содержится забота о ребенке и о его развитии, что можете читать статью дальше.

Я перечислю наиболее важные аспекты развития детей до 3 лет:

  • До 3 лет важно как можно больше стимулировать все 5 чувств ребенка и поощрять в развитии продуктивной деятельности. Возраст до 3 лет – время интенсивного познания окружающего мира. Но знакомство с ним происходит именно в действии! Не живите вместо ребенка, отбирая у него опыт. Если ребенку нужна ваша помощь, то помогите. Но только в том, что он действительно не может сделать сам.
  • Возраст до 3 лет – время изучения ребенком собственных возможностей. Поэтому крайне важны активные манипуляции (погреметь, порвать, кинуть, прыгнуть, оставить след на снегу, закрутить/открутить крышку и проч). Развитие ребенка связано с продуктивными (самостоятельными) видами деятельности, в основе которых – личный опыт ребенка (пробовать делать самостоятельно). Поэтому родителю важно «подбрасывать» виды деятельности («давай оставим следы на снегу?», а не «делай как я, ногу ставь на снег ровно и будет след») и поддерживать, а не порицать (что перепачкался, не так провел линию, оставил неровный след и проч.).
  • Родителю необходимо ознакомить ребенка со всеми дошкольными видами деятельности, например – музыка (слушать, петь, отхлопывать ритм, знакомство с различными инструментами и проч.), изодеятельность (кисть, пальцы, карандаши, нитки, ватные палочки, губка, штампы и проч.), лепка (пластелин, глина, пластелинография и проч.) и прочее. Чем богаче будет у ребенка личный опыт взаимодействия с миром, тем лучше для его развития.
  • Не нужно использовать «каждое мгновение» для обучения и проверять ребенка на усвоение/неусвоение знаний и умений. Важно создать доверительные отношения с ребенком и просто играть. Можно проводить «занятие» и на прогулке (кормим птиц и смотрим за их повадками; изучаем свойства песка), в транспорте (смотрим цвета/размер проезжающих машин). Важно заражать своим энтузиазмом ребенка в изучении мира. Не отмахивайтесь от ребенка. Показывайте своим поведением, что вам нравиться его стремление познавать этот мир.
  • Напомню, что развитие ребенка идет с помощью его открытий о мире (самостоятельные открытия и опыт практической деятельности). Ребенок лучше запоминает свой опыт продуктивной деятельности, чем ту информацию, которую просто предлагает взрослый. Соответственно, репродуктивные виды деятельности (строго по образцу взрослого) менее эффективны для развития ребенка в этот возрастной период. Поэтому мамам важно научиться уважать деятельность ребенка и не вмешиваться в нее. Важно ввести «свою зону» для деятельности ребенка (если вы хотите научить ребенка проводить линии, то рисуйте у себя на листе, а ребенок пусть рисует на своем листе).

Таким образом, до 3 лет важно ознакомить ребенка с продуктивными видами деятельности, с независимостью в деятельности и обретению переживаний, предполагающих «отсутствие» взрослого.

Важный аспект развития ребенка – отсутствие насилия. Если ребенок теряет интерес к занятиям – нужно оставить занятия на какое то время, придумать аналогичные методы и подходы к получению информации, а не настаивать и натаскивать ребенка.

«Если ваш ребенок, да и вы сами, не находите в этом искренней радости, прервите занятия на неделю, если надо – на месяц, на год, навсегда. Самая лучшая методика – та, которая устраивает вас обоих. Главное – не техника, а душа, которую вы сумеете в нее вдохнуть». Г. Доман

Детство каждому ребенку дается только один раз и оно мимолетно!

Помня об этом каждый день, цените каждую минуту, проведенную с ребенком!