Развитие эмоциональной сферы в раннем и дошкольном возрасте

2_3

В продолжение статьи «Эмоциональный интеллект (EQ)» предлагаю информацию о развитии  эмпатии в раннем и дошкольном возрасте.

Слово «эмпатия» применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям. Считается, что эмпатия происходит за счет эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — речи, жестов, поз, взглядов, походки и т.д.

Как развивается эмпатия в раннем  и дошкольном возрасте?

  • В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.
  • У маленьких детей (до 2-3 лет) эмпатия (понимание и принятие эмоционального состояния другого) отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном «я».  Эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми (однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному). 
  • К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социальные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображения.
  • В 5-7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться. По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты:

  • Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему. Неумение  детей правильно выразить свои чувства, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.  Ребенок, говорящий на «языке эмоций» лучше мыслит, лучше понимает свои и чужие  переживания. 
  • Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
  • Обогащает словарь детей словами-синонимами (после ознакомления с основными эмоциями), обозначающими эмоциями. Например, радостный: веселый,  ликующий, довольный, жизнерадостный. Данный аспект работы помогает ребенку выразить словами свое состояние, ведь у каждого человека они многогранны и многообразны.
  • Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки:  «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
  • С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Предлагаю игры и упражнения на развитие эмпатии:

1.Прочитайте сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Например:

  • «Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе они рассказали?»
  • «Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?»

Мама  может,  используя известный  ребенку литературный материал,  вспоминая героев произведений, их переживания, научить ребенка  сопоставлять   их  чувства с личным опытом ребенка. В дальнейшем можно научить ребенка  анализировать эмоциональное состояние другого человека, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

2. Попросите ребенка  составить рассказ от имени сказочного героя в определенной ситуации. Например, заяц зимой; карась  в пруду в жаркий день. Можете задавать наводящие вопросы: «Что чувствует заяц? Ему нравиться скакать по снегу или по траве?»

3. Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? После ответов, обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.

4. Предложите картинки с парными эмоциями. Например, картинки с нарисованными зайчиками (радостными и грустными). Попросите ребенка определить настроение зайчиков, объяснить, как он это определили (по выражению мордочки, позе и т.д.). Побеседуйте о том,  что может сделать зайчика  грустным, веселым. Объясните, что  рассказать другим о чувствах можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации.

5. Упражнения на  развитие  способности  детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов:

— улыбнуться, как веселый Буратино.

— испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

— рассердиться, как злой волк.

— погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

6. Дополнительные упражнения на  развитие  способности  детей изображать эмоции:    

  • Взрослый  дает сигнал: «Радость – замри». Ребенок  изображают радость на лице (можно после выполнения задания прокомментировать тактильные ощущения: положение   бровей, рта, глаз).
  • Попросите ребенка: нахмуриться  — как осенняя туча;  как рассерженный человек;  как злая волшебница;
  • Попросите ребенка: улыбнуться —  как кот на солнце; как само солнце; как хитрая лиса;
  • Попросите ребенка: испугаться —  как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка;  как котенок, на которого лает собака;
  • Попросите ребенка: устать —  как человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и разнообразнее, чем больше у ребенка  представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.