Постоянно соблюдайте режим дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон — желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных привлекательных картинок и учить ему следовать.
Установите четкие границы дозволенного. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ – импульсивен и скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора (или-или).
В разговоре с ребенком и особенно, когда вы даете ему задания, избегайте директивных указаний, постоянных одергиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю».
Если ребенок суетится, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты делаешь сейчас (сижу за столом; рисую синим карандашом)?
Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны, которые можно обменять на «призы»). Всегда хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально (спокойно и сдержанно).
Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы.
Детям с СДВГ трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере — это научит его самоуважению. Так как такие дети, вследствие особенностей своего поведения, часто становятся мишенями для приклеивания к ним различных ярлыков (типа «клоун»), что приводит к снижению их самооценки и (или) к диссоциальному поведению. Поэтому родителям важно определить сильные стороны личности ребенка с тем, чтобы ребенок мог опираться на них, в ситуациях преодоления (при трудностях).