СДВГ. Основные направления семейного воспитания

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребенком, но его поведение их раздражает. Не владея информацией о  СДВГ, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Поэтому родителям изначально важно научиться отделять «хорошесть» или «вредность»  ребенка от его действий, обусловленных СДВГ. Это позволит развить осознание того, что только действие неприемлемо, а не сам   ребенок «неприемлем». Часто у   родителей, взаимодействующих с ребенком с СДВГ,   проявляется выраженное или скрытое (которое также считывается ребенком)   осуждение,  отвержение, обвинение, критика.   И эти эмоционально-поведенческие действия взрослого неизбежно приводят к нарушению контакта с ребенком, что усугубляет  проявления СДВГ у ребенка.

Поэтому  совместными усилиями всех членов семьи важно составить специальную «программу» семейного воспитания, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения,  создание положительной мотивации, ситуаций успеха (при обязательном  условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома,  помощи  и поддержки  взрослых в формировании социальных навыков, регулярном участии их в совместной деятельности с ребенком).

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания (наказание) неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, НО легко отвечают на малейшую похвалу.

К основным направлениям развития детей с СДВГ  психологи относят:

развитие навыков социализации, особенно способности к социальному прогнозированию (вследствие высокой импульсивности детям трудно представить последствия собственных поступков, разобраться в мотивах поведения окружающих; им нужно разъяснять и показывать алгоритмы общения с окружающими людьми);

умение следовать инструкции (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);

— усиление способности к концентрации и устойчивость произвольного внимания;

— усиление волевых качеств (организованности, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, инициативности, ответственности за порученное дело); формирование понятий «надо» и «нельзя» (для этого важно вменить ребенку что-то в обязанность, закрепить за ним  поручение (часть бытовых дел)); формирования внутреннего контроля  —  важно выдерживать режимные  моменты, т.е. соблюдать режим дня, а так же чередование активности и отдыха  (принцип «от дисциплины к самодисциплине»).

Важно напомнить родителям, что все вышеперечисленные направления развития — аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела, чувство ответственности за собственные поступки, а так же навыки эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми –  зависят не только от методов «воспитания», но и от собственного  примера, который демонстрируют ежедневно ребенку родители, взаимодействуя с социумом и занимаясь рутинными  делами.