Инструкция для взрослого: положите перед ребенком лист бумаги в клеточку, где изображена последовательность однотипных фигур: две большие — две маленькие и т.д.
Словесная инструкция для ребенка: Продолжи узор до конца строчки.
Оценка результатов проходит по 6 параметрам (по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются).
1. Характер линий: ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
2. Размер элементов: соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
3. Форма элементов: соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
4. Наклон: соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
5. Отклонение от строчки: незначительное – 1, значительное – 0.
6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат:
- 6–5 баллов — графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
- 4–3 балла – есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо. Обратите внимание на систему специальных упражнений для развития мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук ( статья «Упражнения, способствующие развитию графического навыка и ручной умелости»).
- 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе. Обратите внимание на необходимость накопления ребенком двигательного и практического опыта навыков ручной умелости (статья «Особенности подготовки к письму в дошкольном возрасте» ).
Тест авторов — Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Опубликован в книге Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.