Если вы ознакомились с заметкой Родительские ожидания. Стыд и Вина, то понимаете, что при воспитании необходимо разъяснять ребенку, что если он сделал ошибку (поступил плохо), то у него всегда есть шанс ее исправить. При данном психологически верном подходе воспитания, впоследствии, у ребенка не возникает чувства вины (виноват — исправлю).
Но если родитель (а в последствии и ребенок) воспринимает ошибку как подтверждение плохости (виноват — плохой), то формируется деструктивная психологическая установка, что нужно угождать, подстраиваться под других, и быть «хорошим». То есть, во втором случае акцент делается на оценку личности в целом, а не на исправление конкретной ошибки, и впоследствии ребенок не понимает, что именно ему нужно делать, чтобы быть «хорошим» (ориентируется не на самооценку и свои поступки, а на одобрение и оценку окружающих).
Дети, воспитывающиеся в семьях по «второму подходу воспитания» (виноват — плохой), часто демонстрируют негативную реакцию на проблему – это могут быть вспышки гнева, в результате которых происходит разрядка накопившегося негатива с последующими приступами самобичевания и жалостью к себе. А при первом «подходе воспитания» (виноват — исправлю) дети и взрослые осознают и признают то, что многое в этой жизни – вне пределов их возможностей. Поэтому, когда появляются проблемы, они выбирают, что будут делать – смиряться и терпеть или менять то, что возможно. То есть, противоположным чувством вины является ответственность. Ответственность – это «я признаю вину (если действительно виноват) и исправляю (компенсирую) ошибку». Это психологически зрелый способ построения отношений с собой и другими людьми, в отличие от вины, когда «я страдаю, но проблема остается».
Ответственность – это:
- не вина, а уверенность в себе;
- осознание взаимосвязи между личными действиями и результатом;
- способность в будущем избежать ситуации возникновения аналогичной вины.
Поэтому, вместо того чтобы изводить ребенка претензиями, приводящими к чувству вины, лучше извлеките из ситуации урок на будущее и научите этому своего ребенка. Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины:
1. Сообщения не должны содержать оценки самого ребенка: «Ты плохой! Ты неряшливый!» Оценивайте не ребенка, а его поступки: «Не самый лучший поступок. Ты можешь выглядеть лучше».
2. Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, рядом с тобой». Не «Ты меня расстраиваешь!», а «Я расстраиваюсь, когда…»
3. Не анализируйте проступки ребенка при свидетелях. Иначе формируется чувство стыда, а не ответственность.
4. Не приучайте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «Как теперь исправить ситуацию?». Да, нет ничего плохого в том, чтобы просить прощения. Но плохо, когда этим все и ограничивается, без исправления ошибок. Взрослые часто подменяют ответственность виноватостью, когда только обвиняя, не дают ребенку возможности исправить ошибку. Если для родителей вполне достаточно раскаяния ребенка («ну, прости»), то у ребенка возникает привычка снимать с себя ответственность «демонстрацией раскаяния». Но во взрослой жизни важно исправить ошибку, сделать выводы и не допускать повторения ситуации, а не картинно изображать раскаяние.
5. Всегда помогайте ребенку понять взаимосвязь между его действиями и результатом. Акцентируйте внимание не на ошибках, а на возможностях их исправить (вариантах, альтернативах поведения и поступков).
6. Учите личным примером. Избавьтесь от своего чувства вины. Исправляйте свои ошибки и будьте ответственными.