Дети матери

babies-are-a-blessing

После рождения ребенка для женщины существует не только младенец, которого она держит на руках, но и «младенец в голове». Этот воображаемый младенец появляется еще во время беременности, а иногда и раньше в фантазиях женщины (концепция С. Лебовиси). Беременность влечет психологическую  перестройку,  поэтому воображаемый ребенок приобретает вес и присутствие. С одной стороны,  мать «создает» для этого ребенка воображаемое тело, приписывает те  или  иные свойства, которые будет пытаться обнаружить после рождения.  Возможен даже эмоциональный  отказ матери от рожденного ребенка, когда она  переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала (при этом она воспринимает реального ребенка  как источник принуждения и страдания).

С другой стороны, когда мать занимается новорожденным, она ухаживает за ним вместе со своей собственной историей.  Общая картина взаимодействия  с младенцем во многом определяется  тем, как мать  представляла  себе материнство еще до того, как она  реально стала  матерью (с многообразием проявлений родительской любви можно ознакомиться в посте «Разная родительская любовь»).

Подводя итог этой мысли о многообразии младенцев для матери и влиянии опыта детства матери  на материнство  можно процитировать психолога   Ф. Дольто (книга  «На стороне ребенка»):  «если  в младенце перестают видеть реального  ребенка, он оказывается … то мечтой о детстве, ностальгической фантазией, … объектом приложения власти, усердным слугой, достойным наследником».  То есть,  из ребенка, сознательно или бессознательно делают объект более значительный, что затрудняет его  гармоничное развитие.

Но есть ли «норма», идеал отношений матери и ребенка к которому надо стремиться? Психолог Д. Винникотт в своем  труде «Маленькие дети и их матери»  утверждает, что не имеет смысла детально описывать контакт, который устанавливается между мамой и малышом. К сожалению,  универсальных правил попросту не существует, но зато есть способность мамы чувствовать и  доверять своим чувствам. Д. Винникотт  уверен, что любая мать ощущает своего ребенка и знает, что делать с младенцем.

Психолог  Р. Шпиц в своей книге  «Первый год жизни» считает важным пунктом при взаимодействии то, что  «в отношения мать-ребенок  вовлечены два совершенно несхожих индивида, и то, что приносит удовлетворение  матери, может кардинально отличатся от того, что доставляет удовольствие младенцу». Удовлетворение от роли матери проистекает того, как  женщина воспринимает  вынашивание, рождение и воспитание ребенка.  Р. Шпиц уверен, что для матери важно понять, что в  период беременности привязанность к младенцу еще не дифференцируется    от привязанности к собственному телу. Но, когда рождаясь, младенец отделяется от матери, женщина должна отрешиться от иллюзий, будто младенец  по-прежнему сохраняет  идентичность с ней.  

Кроме того, характер потребностей ребенка постоянно меняется (т.к. ребенок развивается), следовательно, способ взаимодействия с ним должен прогрессивно изменяться на каждом последующем уровне развития.  В идеале,  материнская забота должна иметь место исключительно в соответствии с актуальными потребностями ребенка (реального, а не воображаемого): то есть  у ребенка должна быть  возможность прожить переход от полной зависимости к частичной независимости и поиску полной независимости. Наградой для матери в этом случае является самостоятельность ее ребенка и его гармоничное развитие.

Таким образом, материнская забота для младенца имеет множество предназначений:

  • побуждать ребенка  к самостоятельному исследованию окружающего мира, создать безопасную развивающую среду, стимулирующую когнитивное, эмоциональное,  физическое развитие;
  • выступать  в роли консультанта ребенка, соблюдая партнерские отношения с ним;
  • быть доступной  ребенку, объясняя ему незнакомые явления, давая  названия новому предмету или действию;
  • хвалить за исследования и открытия, поощрять правильные действия, при неудачах сочувствовать  ребенку;
  • помогать  ему приспособиться к социальным требованиям;
  • устанавливать границы его безопасной деятельности.

Поэтому задача матери – наблюдать и корректно оценивать потребности ребенка и оптимально  выполнять свои обязанности (в соответствии с потребностями  уровня  развития ребенка).  Если за ребенком  ухаживают  с неподходящим «наполнением» (недостаточным, сверхзаботой), то материнская забота остается по ту сторону потребности ребенка или не  достигает ее. То есть нарушения  детско-родительских отношений могут  оказать влияние не только на социальные контакты ребенка, но и  вносить свой вклад в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.

Текст взят из книги автора данного  сайта «Диада» (Lambert, 2015г. Раздел 1. Диадические отношения: норма, патология, психотерапия. Параграф 2. Диадические связи: норма ранних объектных отношений). В данном посте текст оригинала книги сокращен.