В посте «Принципы общения при особенностях детского поведения» я размышляла о том, что родители, столкнувшись с замкнутостью/агрессивностью своего ребенка, часто оказываются перед необходимостью его понимания (его внутреннего мира, причин и следствий поступков, управляющих их ребенком). Важно правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и откликнуться на его проблемы.
Но пока родители «воюют» с поведением ребенка, трудно увидеть ребенка целиком (а не только его поступки и их следствия). При взаимодействии можно помнить правило: поведение — вторично (следствие), а уважение к ребенку — первично (причина). То есть, родителям стоит стремиться не к призрачной «норме» поведения, а к гармоничным детско-родительским отношениям: радоваться и заботиться о ребенке, сочувствовать и поддерживать, понимать себя, ребенка и обстоятельства. Часто родители воспитывают своих детей так же, как когда-то их воспитывали родители, поэтому неосознанно могут повторять «семейные» ошибки воспитания. Например, «держать себя в руках» (подавлять любые эмоции, но особенно негативные) – во многих семьях считается очень хорошим качеством и цениться больше, чем все вместе взятые положительные способности ребенка.
Но родителям важно дать разрешение ребенку на проживание эмоций, как позитивных, так и негативных. Например, многим детям не разрешают громко смеяться и плакать, выражать восторг и жаловаться, когда больно…Часто таких родителей самих в детстве не учили распознавать и выражать адекватно чувства.
А некоторые родители искрение убеждены, что гораздо лучше детей знают, какие чувства они переживают (например, «нет, ты не расстроен» или «ну и из-за чего тут плакать?»). Но это «знание» не означает, что у ребенка нет чувств, кроме тех, которые «вкладывают» в него родители.
Ответственность за владение эмоциями ребенком несут именно родители. Взрослые, несомненно, должны научить ребенка понимать, распознавать свои чувства, чувства окружающих и находить приемлемые способы их выражения (не навредить себе, другим людям и не испытывать чувства вины после выражения чувств). Главный парадокс заключается в том, что имеенно родители своим поведением формируют образец для ребенка (ориентир подражания конкретным навыкам эмоционального реагирования).
Помня об этом каждый день, показывайте пример выражения чувств в повседневных ситуациях !
В своем блоге я подобрала ссылки с полезной информацией (советы, игры, упражнения): http://assya-assia.blog.ru/221362323.html