«Эмоциональная клетка»

58e6fdaad77557c52c6fad21acb24b2cВ посте «Принципы общения при особенностях детского поведения»  я размышляла о том, что   родители, столкнувшись с замкнутостью/агрессивностью своего ребенка,  часто оказываются  перед необходимостью его  понимания (его внутреннего мира, причин  и следствий поступков,  управляющих  их ребенком).  Важно правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и откликнуться на его проблемы.

Но пока родители «воюют» с поведением ребенка, трудно увидеть ребенка целиком (а не только его поступки и их следствия). При взаимодействии можно помнить правило: поведение  —  вторично  (следствие), а уважение к ребенку  — первично (причина). То есть,  родителям стоит  стремиться не к призрачной «норме» поведения, а к гармоничным детско-родительским отношениям: радоваться и заботиться о ребенке, сочувствовать и поддерживать, понимать себя, ребенка и обстоятельства. Часто родители  воспитывают  своих детей так же, как когда-то их воспитывали  родители, поэтому  неосознанно  могут повторять  «семейные» ошибки воспитания. Например, «держать себя в руках» (подавлять любые эмоции, но особенно негативные) – во многих семьях считается очень хорошим качеством и цениться больше, чем все вместе взятые положительные способности ребенка.

Но родителям важно  дать разрешение ребенку на проживание эмоций, как позитивных, так и негативных. Например,  многим детям не разрешают громко смеяться и плакать, выражать восторг и жаловаться, когда больно…Часто таких родителей самих в детстве не учили распознавать и выражать адекватно чувства.

А некоторые родители искрение убеждены, что гораздо лучше детей знают, какие чувства они переживают (например, «нет, ты не расстроен» или «ну и из-за чего тут плакать?»). Но это «знание» не означает, что у ребенка нет чувств, кроме тех, которые «вкладывают» в него родители.

Ответственность за владение эмоциями   ребенком несут именно родители. Взрослые, несомненно,  должны научить ребенка понимать, распознавать свои чувства, чувства окружающих и находить приемлемые способы их выражения (не навредить себе, другим людям и не испытывать чувства вины после выражения чувств).  Главный парадокс  заключается в том, что имеенно родители своим поведением формируют образец для ребенка (ориентир подражания  конкретным навыкам эмоционального реагирования).

Помня об этом каждый день, показывайте пример выражения чувств  в повседневных ситуациях !

В своем блоге я подобрала ссылки с полезной информацией (советы, игры, упражнения):  http://assya-assia.blog.ru/221362323.html