Как привлечь ребенка к домашней работе?

3_2

Наверное нет мамы,   которая  не испытывала бы трудностей с организацией  режимных  элементов,  уборки  игрушек, вещей. Часто в этих ситуациях интересы ребенка и родителей  расходятся, а иногда это становится огромной проблемой для семьи – ежедневные конфликты, обиды…

Мама делает акцент на том, что бы  ребенок вовремя поел, был тепло одет… А вот сам ребенок не всегда считает это главным. В детях природой заложено непреодолимое желание узнавать новое, подражать взрослым. Поэтому позволяя своим  малышам помогать, мама закладывает фундамент их будущей самостоятельности. Маленькие  дети  хотят все делать,  как мама   — постирать, убрать,  помыть посуду. Но если родители отмахиваются от их  помощи, то  дети  привыкают,  что все дела по дому делаются без их  участия…

Поручения для малышей

Привлекать малышей  к выполнению простых и посильных заданий можно очень рано, уже с 1,5―2 лет в  маленьких и доступных формах: «Посади куколку на стул», «Дай мне  мяч»  и т.п. В  данных заданиях   содержатся определенные указания родителя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством   воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель. Так же необходимо помнить о том, что выполнение поручений  должно  приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Поручения — это задания, которые взрослый  эпизодически дает ребенку, учитывая  его возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта. Выполнение поручений способствует формированию у детей интереса к окружающему миру, социуму.

Сначала мама   добивается лишь эмоционально-положительного отношения к  поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к  заданиям взрослых, полезности выполняемого дела (например, «Хорошо, что ты решил помочь мне. Мы  вместе быстро приготовили обед»).

Когда дети овладевают поручениями, активная роль родителя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти «словесному напоминанию»: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.

Содержание поручений. Возрастные рамки —  от 1,5 (2) до  4 лет.

В этой возрастной группе поручения  индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (например, разложить ложки на столе, собрать игрушки   перед уходом с про­гулки и т. д.). Такие элементарные,  на первый взгляд,  задания включают детей в деятельность, направленную на пользу семьи, в условиях, когда он  еще не может сам  организовать труд по собственному побуждению.  Поручение дает маме  возможность индивидуализировать приемы развития: помочь, научить, оказать поддержку, одобрить.

Поручения детям данного возраста в основном  направлены на освоение навыков самостоятельности, самообслуживания: умывание, раздевание, одевание и т. п. В силу ежедневной повторяемости действий,  навыки  самообслуживания прочно усваиваются детьми. В этом  возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако необходимо стимулировать  развитие  умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формировать  привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от мамы  терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малыша.

Так же мама должна обратить внимание на  формирование  у детей элементарных хозяйственно-бытовых  навыков: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их и т. д. Мама в процессе похвалы  может оценивать и  нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа хорошо помогла маме, какая  молодец!» или «Ты — заботливая девочка, аккуратная, как старательно убирала игрушки!».  Такие оценки вызывают у детей желание подражать взрослым, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

Возможно вовлечение ребенка и в труд в природе (например, дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц и проч.). Руководя трудом малышей, мама может  называть растения, их части, а так же  производимые в труде действия. Труд в природе не только  расширяет детский словарь, активизирует его, но и способствует общему интеллектуальному развитию. Процесс ухода за животными и растениями тесно связывается с наблюдениями за ними. Например,  дети с мамой  не только поливают растения, но и обогащают  сенсорный, интеллектуальный опыт (например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.).

Содержание поручений. Возрастные рамки —  от 4 до 5 лет.

В данной возрастной группе задания более сложны, т.к. содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для рисования, определить последовательность уборки игрушек и т. п.). Число поручений  значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт ребенка, его  умения становятся более прочными.  Например, мама может дать  поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, покормить рыбок, вытереть полочку от пыли и др. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Процессы, связанные с самообслуживанием используются для формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников.  Приобретаются  и новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью.

Содержание поручений  значительно расширяется: дети могут помогать маме  сервировать  стол, готовить все необходимое для творчества (рисование, лепка и т.п.), стирать кукольное белье, протирать стеллажи от пыли и т. д.  Используя  возросшие возможности ребенка и учитывая сформированные навыки, мама  приучает ребенка  к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.

Дети данного возраста, в процессе систематического выполнения поручений,  начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к домашним животным, которые становятся любимцами детей. Дети сами поливают растения, ориентируясь  определять потребность во влаге.   Мама  может разъяснить, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.

Содержание поручений. Возрастные рамки —  от 5 до 6 (7) лет.

В данной возрастной группе  индивидуальные поручения организуются родителем, если  у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Мама  привлекает ребенка к выполнению самых разнообразных поручений, особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени, а так же поручения общественного характера (помочь членам семьи).  Хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание  еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности.

В процессе поручений  дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Например, дети могут  опрыскивать растения из пульверизатора, сметать  щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлить землю. В процессе труда мама может научить ребенка  отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет  представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Несколько идей  для мам и маленьких помощников:

  • Выполняйте работу вместе с малышом,   давайте посильные для его возраста и способностей задания.
  • Предоставляйте ребенку подходящий для его  работы материал (например, маленькое ведерко, небольшой тазик для стирки, небольшую половую тряпку, детскую лейку и т. п.).
  • Выработайте систему  поощрений.  Для того, чтоб малыш что-то сделал добровольно и самостоятельно, его нужно заинтересовать. Поэтому никогда  не используйте домашние дела в качестве наказания!

Конечно,  в первое время у ребенка выполнение  поручений  может  плохо получаться, а   родителей может  раздражать медлительность и  неловкость малыша. Но,  если запреть  ребенку помогать по дому, то можно  закрепить его детскую неуверенность в собственных силах.   Верный путь – сформировать с раннего возраста интерес к поручениям: вызывать у ребенка удивление, желание пробовать, узнавать новое. А так же  поддерживать и  поощрять. Большинство родителей так и поступает, и это правильно.  Пусть малыш почувствует себя очень важным и нужным. Покажите, научите,   и обязательно хвалите. Наверняка вы бы не справились без его помощи!