Воспитывая детей, родители осознанно ставят им «рамки», в которых они могут и развиваться, и чувствовать свою безопасность. «Рамки» помогают им расти: мы разрешаем им гулять самостоятельно, но в определенном периметре и в определенное время; мы разрешаем им купаться в реке, но не заплывать за буйки и т.д. Это и есть условие самостоятельного развития при соблюдении своей безопасности. Ниже приведены примеры навыков безопасности, наиболее актуальные в определенных возрастах.
Дошкольный возраст (до 7 лет)
- Ваш ребенок должен уметь сказать или даже крикнуть при случае «Нет!» любому взрослому. Вы можете дома тренировать этот навык с ребенком в игровой форме.
- Приучите вашего ребенка, чтобы он всегда спрашивал разрешения у вас принять подарок от взрослого.
- Научите ребенка идентифицирующей информации о себе: домашний адрес, телефон имена и фамилии родителей, телефоны родственников и т. п.
- Сохраняйте и поддерживайте доверие ребенка к вам. Доверие — это когда ребенок вам доверяет свои мысли, чувства, переживания, свои страхи и сомнения. Родители, общаясь с ребенком должны знать, чем он увлечен, какие его мысли, что он любит делать на досуге, есть ли у него друзья и что является основой их дружбы. Только доверие является основой привычки ребенка рассказывать вам о том, как он провел время или открыто говорить о том, что его беспокоит.
- И главное, что необходимо знать детям с этого возраста (и не забывать в дальнейшем): никто не имеет права заставлять ребенка хранить что-либо в тайне от родителей.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
- Научите ребенка, к кому он может обратиться за помощью (милиция, охранники, продавцы в магазине, соседи и т. д.). Нелишне будет потренироваться с ним в этом.
- Если ребенок уже сам гуляет во дворе дома, приучите его, чтобы он все время оставался с приятелем.
- Объясните ребенку, что в нашем мире существуют взрослые, хоть их и не много, которые совершают противоправные действия (например, воруют детей с целью выкупа), и что такие люди находятся вне закона. Расскажите ребенку, что злоумышленники могут внушать доверие. Поэтому выучите правило — взрослые никогда не обращаются к чужим детям — ни за помощью, ни с какими-то предложениями. Поэтому ребенок имеет право игнорировать ВСЕХ посторонних и, конечно же, отказывать им в просьбе «донести сумку до машины», «помочь найти потерявшегося котенка». То есть, ребенок должен научиться отказываться от любых просьб или видов подкупа со стороны незнакомцев и обязательно оповещать об этом родителей.
- Научите ребенка как специальным словам, наподобие: «Отпусти меня, я тебя не знаю!», «Помогите! Я не знаю этого человека!», так и действиям самопомощи – например, убегать.
- Если ребенок уходит из дома в ваше отсутствие, приучите его оставлять информацию о том, куда и к кому он идет и когда намеревается вернуться. Вы должны знать адреса и телефоны его друзей, чтобы при необходимости быстро с ними связаться. Хорошо, если у ребенка есть свой сотовый телефон.
- Объясните ему, что ради спасения жизни можно нарушить все правила приличия и нормы поведения и применить все приемы самообороны, доступные в конкретной ситуации. Покажите наиболее уязвимые места (глаза, пах, уши, гортань), на которые можно воздействовать при самообороне, и разъясните, как и куда бежать в случае угрозы (по направлению к скоплению людей).
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения (например, время нахождения за компьютером, «белые» сайты, не выдавать личную информацию чатов, регистрационных форм, личных профилей и т.п.). В этом возрасте ребенку не рекомендуется иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.
Подростковый возраст (11-18 лет)
В этом возрасте психологи рекомендуют разделить все требования по безопасности на три группы.
- К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (например, возвращаться домой к определенному времени; звонить, когда задерживаешься; всегда оставлять информацию о том, куда и к кому идешь и когда намереваешься вернуться; не соглашаться на личные встречи с друзьями по Интернет не уведомив родителей об этом и проч).
- Ко второй группе относятся требования, выполнения которых родители готовы обсуждать (например, сколько времени проводить за компьютером; как распоряжаться своими деньгами; в какой форме выражать свои убеждения и мировоззренческие позиции).
- К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но родители готовы оказать ему помощь советом, если потребуется (например, с кем дружить, какие кружки посещать, как планировать свободное время).
Тем родителям, которых заинтересовала эта тема могу посоветовать книги по безопасности:
- Галина Мурсалиева – Дети в сети
- Людмила Петрановская – Что делать, если…
- Михаил Филимонов — Безопасность вашего ребенка
- Александра Макеева, Виталий Сонькин — Что делать?
Напомню, что в любом возрасте важно не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе. Но если это невозможно по каким то причинам, то выход – обратиться к специалистам и профессионалам, например на «Детский телефон доверия», номер которого должен быть в каждой семье (например, на холодильнике).
«Детский телефон доверия», работает под единым общероссийским номером: 8-800-2000-122, по которому окажут экстренную психологическую помощь и дадут необходимые рекомендации.