Личная безопасность

+2

 

Воспитывая детей, родители  осознанно ставят  им «рамки», в которых они могут и  развиваться,   и чувствовать свою безопасность. «Рамки»  помогают  им расти: мы разрешаем им гулять самостоятельно, но в определенном периметре и в определенное время;  мы разрешаем им купаться в реке, но не заплывать за буйки и т.д. Это и есть условие  самостоятельного развития при соблюдении своей безопасности.  Ниже приведены примеры навыков безопасности, наиболее актуальные в  определенных возрастах. 

Дошкольный возраст (до 7 лет)

  • Ваш ребенок должен уметь сказать или даже крикнуть при случае «Нет!» любому взрослому. Вы можете дома тренировать этот навык с ребенком в игровой форме.
  • Приучите вашего ребенка, чтобы он всегда спрашивал разрешения у вас принять подарок от взрослого.
  • Научите  ребенка идентифицирующей информации о себе: домашний адрес, телефон имена и фамилии родителей, телефоны родственников и т. п.
  • Сохраняйте  и поддерживайте доверие ребенка к вам.  Доверие —  это когда ребенок вам доверяет свои мысли, чувства, переживания, свои страхи и сомнения. Родители, общаясь с ребенком  должны знать,  чем он увлечен, какие его мысли, что он любит делать на  досуге,  есть ли у него друзья и что является основой их дружбы.  Только доверие является основой привычки ребенка рассказывать  вам о  том, как он провел время  или открыто говорить  о том, что его беспокоит.
  • И главное, что необходимо знать детям с этого возраста (и не забывать в дальнейшем): никто не имеет права заставлять ребенка хранить что-либо в тайне от родителей.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

  • Научите ребенка,  к кому он может обратиться за помощью (милиция, охранники, продавцы в магазине, соседи и т. д.). Нелишне будет потренироваться с ним в этом.
  • Если ребенок уже сам гуляет во дворе дома, приучите его, чтобы он все время оставался с приятелем.
  • Объясните ребенку, что в нашем мире существуют взрослые, хоть их и не много, которые совершают противоправные действия (например, воруют детей с целью выкупа), и что такие люди находятся вне закона. Расскажите ребенку, что  злоумышленники могут  внушать  доверие. Поэтому выучите правило —  взрослые никогда не обращаются к чужим детям — ни за помощью, ни с какими-то предложениями. Поэтому ребенок имеет право игнорировать ВСЕХ посторонних и, конечно же, отказывать им в просьбе «донести сумку до машины», «помочь найти потерявшегося котенка».   То есть, ребенок должен научиться отказываться от любых просьб или видов подкупа со стороны незнакомцев и обязательно оповещать об этом родителей.
  • Научите ребенка как  специальным словам, наподобие: «Отпусти меня, я тебя не знаю!», «Помогите! Я не знаю этого человека!», так и действиям самопомощи – например,   убегать.
  • Если ребенок уходит из дома в ваше отсутствие, приучите его оставлять информацию  о том, куда и к кому он идет и когда намеревается вернуться. Вы должны знать адреса и телефоны его друзей, чтобы при необходимости быстро с ними связаться. Хорошо, если у ребенка есть свой сотовый телефон.
  • Объясните ему, что ради спасения жизни можно нарушить все правила приличия и нормы поведения и применить все приемы самообороны, доступные в конкретной ситуации. Покажите наиболее уязвимые места (глаза, пах, уши, гортань), на которые можно воздействовать при самообороне, и разъясните, как и куда бежать в случае угрозы (по направлению к скоплению людей).
  • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения (например, время нахождения за компьютером, «белые» сайты, не выдавать личную информацию чатов, регистрационных форм, личных профилей и т.п.).  В этом возрасте ребенку  не рекомендуется иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Подростковый возраст (11-18 лет)

В этом возрасте   психологи рекомендуют разделить все требования по безопасности на три группы.

  • К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (например, возвращаться домой к определенному времени;  звонить, когда задерживаешься;  всегда  оставлять информацию  о том, куда и к кому идешь  и когда намереваешься  вернуться;  не соглашаться  на личные встречи с друзьями по Интернет не уведомив родителей  об этом и проч).
  • Ко второй группе относятся требования, выполнения которых родители готовы обсуждать (например, сколько времени проводить за компьютером; как распоряжаться своими деньгами; в какой форме выражать свои убеждения и мировоззренческие позиции).
  • К третьей группе относится то, что ребенок   решает самостоятельно, но родители  готовы оказать ему помощь советом, если потребуется (например, с кем дружить, какие кружки посещать, как планировать свободное время).

Тем родителям, которых заинтересовала эта тема могу посоветовать книги по безопасности:

  • Галина Мурсалиева – Дети в сети
  • Людмила Петрановская – Что делать, если…
  • Михаил Филимонов  —  Безопасность вашего ребенка
  • Александра Макеева, Виталий Сонькин  — Что делать?

Напомню, что в любом возрасте важно не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе. Но если это невозможно по каким то причинам, то выход – обратиться к специалистам и профессионалам, например на «Детский телефон доверия», номер  которого  должен быть в каждой семье (например, на холодильнике).

«Детский телефон доверия», работает  под единым общероссийским номером: 8-800-2000-122, по которому окажут экстренную психологическую помощь и дадут необходимые рекомендации.