Примеры правил и принципы обучения личной безопасности в повседневной жизни

+3

К сожалению, многие родители, что бы обезопасить ребенка начинают  запрещать все подряд:  «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не отставай». В результате ребенок прекрасно обучен тому, чего делать нельзя. А что делать, что бы быть в безопасности без родительского тотального контроля? Ответа на этот вопрос родительские инструкции в большинстве случаев не дают.

Родителям нужно  помнить, что  чрезмерная опека вредит ребенку, т.к.  подавляет в нем самостоятельность и способность действовать в случае критической ситуации. Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста,  полагая, что ребенок «повзрослеет» (наберется ума), тогда и можно будет освободить его от своей постоянной опеки. Но практика показывает, что именно такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей.

Но многие опасные ситуации возникают еще и  потому, что дети (и взрослые) нечетко представляют себе, что значит декларируемое правило.

Например — «незнакомый человек». Это понятие весьма расплывчато. Взрослым необходимо помнить, что дети доверчивы и  всякий человек, каким-либо образом узнавший имя ребенка автоматически попадает в категорию «знакомых» (например, если он назовет ребенка по имени, то ребенок может подумать, что взрослый его знает, следовательно,  он  — знакомый). Могут дети обращать особое внимание на окончание «-ый», рисуя в своем воображении именно мужчину. Поэтому любая девочка, а также женщина, бабушка при этом исключаются из числа потенциально опасных «незнакомых» собеседников. На этом важно сделать акцент, т.к. большинство детей (и даже взрослых) наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными и с самого начала кажутся подозрительными. 

  • «Незнакомый человек – это человек, которого не знаешь». Из определения вытекает, что в эту категорию попадают: девочки, мальчики, девушки, юноши, женщины, мужчины, пожилые женщины и пожилые мужчины. Большинство злоумышленников – неплохие психологи, они умеют найти подход к ребенку и заговорить его, усыпив бдительность. Поэтому на любые попытки завести разговор дети должны отвечать «Сейчас спрошу у родителей» и отходить на безопасное расстояние (более 1 метра) и/или звать взрослых.
  • Еще одно правило, связанное с незнакомцами — никогда и никуда не ходить с незнакомыми людьми. Если новый  мальчик на детской площадке рассказывает, что в соседнем дворе веселее и предлагает сходить посмотреть, необходимо отказаться. То есть  —  и никуда,  и  никогда, даже если это и кажется очень привлекательным вариантом времяпровождения.  Надо рассказать ребенку, что он не обязан помогать незнакомому человеку, даже если этого требует общественная мораль. Например, милая старушка просит помочь ей донести покупки в соседний дом. Конечно, хорошо воспитанный ребенок захочет помочь бабушке. Но гораздо безопаснее будет посоветовать пожилой женщине попросить помощи у кого-то из взрослых и позвонить родителям, отойдя на безопасное расстояние.

Как только дети начинают вместе с родителями посещать общественные места, риск потерять друг друга из виду возрастает. Как оградить себя и ребенка от неприятных и волнительных поисков? Другой  пример  — правило безопасности в магазине и общественных местах:  «Я всегда должна знать, что ты находишься рядом».  Суть навыка —  ребенок должен быть всегда на виду, а если большое скопление народа, то держаться за руку.  Но  «рядом» это как близко? Как ребенку и родителю понять, что правило безопасности соблюдается?  Рядом – это на расстоянии не более вытянутой руки  (что бы сразу уверено взять за руку родителя). Как этому правилу научить ребенка? Повторяйте  ситуацию постоянно, когда вы в магазине или общественном месте  и вскоре ребенок будет осознанно делать это действие (выполняйте, а не только  напоминайте  — «Ты рядом? Проверим?»).

Кроме этого, в общественных местах ребенок должен идти  впереди родителя. То есть, подходя к прилавку или пробираясь к нужному месту в толпе, всегда располагайте ребенка впереди себя. Не разрешайте ему держать вас не за руку ( а за полу куртки, рукав или ручку сумки и т.д.), поскольку, попав в толпу, вы рискуете на время потерять друг друга. Родителям всегда стоит помнить о приоритетах: сначала – ребенок, а уже потом – покупки и развлечения.

Что бы снизить риск потери и в критической ситуации облегчить поиски, следуйте дополнительным рекомендациям:

  • Одевайте малыша ярко. Контрастная одежда будет вам хорошо заметна. Необходимый минимум – это яркий головной убор.
  • Носите с собой свежие фотографии сына или дочери. Фотография поможет ускорриТь начать поиски. Сделайте несколько фотографий: в фас крупно, в профиль крупно (в идеале — в той одежде, в которую оденете малыша), с акцентом на особые приметы ребенка, его телосложение.
  • Разучите инструкцию  и отрепетируйте (проиграйте) «уроки безопасности», объясняя, как действовать,  если ребенок  потерял из виду маму или папу:

1. «Я остановлюсь». Ищет ребенка всегда взрослый. Ребенку необходимо остановиться на том месте, где он потерялся.

2. «Я попрошу помощи у продавца, полицейского или другого служащего».  Самое главное правило, которому нужно обучить малыша: не соглашаться на предложения незнакомых людей «пойти искать» родителей. Однако важно, чтобы ребенок мог попросить о помощи у продавца, представителей охраны или полиции.

3. «Я знаю /заучиваю наизусть телефоны родителей».  Ребенок может попросить сделать объявление по громкой связи или попросить продавца или полицейского сделать звонок вам.

Многие родители уверены, что  чем чаще они  напоминают  ребенку правила поведения в определенных ситуациях, тем большая вероятность, что он их запомнит,  и, конечно же,   будет применять. Конечно, само объяснение  правил в  доступной форме — очень важная информация  для ребенка. Но самое важное  правило безопасности — это не только регулярно повторять, но и  проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания действительно  будут служить надежной защитой от любых неприятностей.

Например,  можно смоделировать ситуации, которые могут произойти. К примеру, что делать, если подошел незнакомец или ты потерялся. Для самых маленьких (дошкольников) — это игры с куклами (например, кукла потерялась, куклу зовет незнакомец  и т.д.). Для детей постарше — проигрывание ситуаций (инсценировка) и вариантов выхода из опасной ситуации (самопомощь), а так же рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации (чтение книг), рассуждения по вопросам: «А как ты поступишь, если…» (моделирование вариантов разрешения  ситуаций).

Таким образом, обучить детей безопасному поведению — это значит приучить их к определенному образу жизни, поэтому родители должны быть  примером для своих детей. Все усилия-морализирования будут  сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Помните, что ваше неравнодушие  и обучение ребенка навыкам самопомощи   может спасти ему  жизнь.