Разная родительская любовь

типы_любви

А. С. Спиваковская и В. А. Сухомлинский выделяют типы родительской люб­ви:

1.  Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула вос­питания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2.   Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением по­мочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много време­ни для общения с ним».

3.  Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом раз­витии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исклю­чительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ре­бенок недостаточно умен и физически развит, но все равно — это мой ребенок и я его люблю».

4.  Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, боль­шая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Не­благополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душев­ном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ре­бенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличност­ная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ре­бенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в под­держке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6.  Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего поло­жительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель пере­живает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергивани­ем, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, муча­юсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7.   Преследование (антипатия,  близость).  Характерно  при­сутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок — законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих про­явлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию об­щественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дис­танция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отноше­ний такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя про­сматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Комментарий к типам родительской любви:

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.  Характер любви, транслируемой родителем, в значительной степени зависит от того, что он мог наблюдать и переживать в поведении со стороны своих родителей. Детские впечатления родителя всегда  находят свое проявление тогда, когда он сам становится родителем.

Следовательно, опыт родительской любви — это совокупность фиксированных внешних воздействий родителей (проявления  любви родителя (матери/отца)  к своему ребенку сейчас), преломленных через призму мира ребенка (проявления любви  родителей матери/отца  в их детстве).  Родитель, с одной стороны адресуя свою любовь ребенку, учит его любви к собственным детям; а с другой стороны проявляет «наследие» любви своих родителей. В этом и  про­является эффект так называемого  «научения» родительской люб­ви посредством демонстрации ее модели родителями.

Текст взят из книги Овчаровой  Р. В. «Родительство как психологический феномен» (М., 2006)