Наказание и похвала – это основные приемы воспитания детей: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.
Родителей всегда волнует вопрос о наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость. Наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, поиск компромисса и т.п. Любые проблемы и вопросы старайтесь решать мирным путем: договаривайтесь, объясняйте малышу свою точку зрения и всегда выслушивайте его. Каждый раз убеждайтесь, что ребенок действительно слышит и понимает то, что вы ему говорите. Ведь чаще вина лежит не на том, кто плохо понимает, а на том, кто плохо объясняет.
Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были озвучены родителями, и которые хорошо известны ребенку. В противном случае ребенок чувствует искреннюю обиду и не понимает смысла наказания. Наказывая, вы приучаете ребенка контролировать свое поведение, развиваете ответственность за поступки.
Правила наказания детей:
- Наказание должно быть конкретным и последовательным. Нельзя за одну и ту же провинность то наказывать, то игнорировать проступок. Например, сегодня вы наказали ребенка за то, что он не собрал вечером игрушки, а завтра не обратили внимания или убрали сами. Когда в следующий раз вы будете ругать малыша за беспорядок, он не будет понимать, почему его наказывают.
- В целях наказания лучше всего пользоваться следующим правилом: «совершил проступок – исправляй» (например, насорил в комнате – убери за собой, пролил воду – вытри, и т.д.). С такими требованиями ребенку будет трудно не согласиться, ведь они справедливы. Ребенок должен сразу увидеть и оценить результаты своих действий, иначе никаких полезных выводов из ситуации он не извлечет. Но, эти требования должны распространятся на всех членов семьи. Если малыш увидит, что это правило применяется только к нему, очень скоро он перестанет ему следовать.
- Будьте объективны. Если малыш совершил проступок по неосторожности, случайно, то наказывать в таком случае некого и не за что. Наоборот, помогите ребенку устранить все последствия случившегося. Например, если он разлил воду, вместе вытрите пол и переоденьте малыша в сухую одежду. В этом случае можно вместе подумать, как исправить ситуацию.
- Никогда не срывайте на ребенке свою злость. Бывает, что мама просто устала или у нее проблемы на работе, ей надо куда-то выплеснуть свой негатив, и она начинает дома ругать малыша за любую провинность. Такой тип родителей часто наказывает детей, потому что это простой способ и самим разрядиться, и на ребенка воздействовать. Да, этот способ кратковременно эффективен. Эмоциональный взрыв родителей — не преступление, но и не норма поведения. «Эмоциональная порка» к воспитанию никакого отношения не имеет. Если все же такое случилось, не бойтесь попросить прощения у малыша. Обычно просьбы о прощении ассоциируется со слабостью, которую родители никак не имеют право проявить перед детьми. На самом деле, извиняясь перед детьми, мы показываем свою силу и подаем пример, как это делается.
- Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ты хулиган», «Ты ничтожество». Ребенок чувствует себя целиком отвергнутым, за подобной «критикой» он чувствует непринятие его родителями. Существует более конструктивный и эффективный вариант критики, когда критикуют только отдельные проступки ребенка, сообщая при этом какой эмоциональный удар он нанес вам своим поведением: «Сегодня ты сделал мне очень больно тем, что обидел сестру», «Я расстроена твоим поведением в саду, и мне было очень стыдно слушать про драку от воспитателя». С таких фраз гораздо легче начать разговор и выяснить причины поведения ребенка. А главное – в них не звучит оскорблений.
- Если малыш попросил прощения, то инцидент считается исчерпанным, и не нужно постоянно напоминать ему о провинности. Но, ребенок должен понимать всю серьезность прощения, а не относиться к этому просто, как к заученной фразе. Зачастую мы сами не даем ребенку возможности осознать свою вину. Часто родители требуют извинений формально (произнесения традиционного «Простите меня, пожалуйста, я больше так делать не буду»). Простить означает, что вы никогда не будете припоминать проступок при дальнейших разногласиях. Ребенок, перед тем как попросить прощения, должен точно знать, в чем именно он провинился. Стоит рассказать ему о своих чувствах и дать время об этом подумать.
- Неприемлемо наказание по отношению к детям, чье «неправильное» поведение обусловлено болезнью, которая требует медикаментозного, психотерапевтического лечения (например, энурез, синдром гиперактивности с дефицитом внимания). А так же когда ребенок заболел, перед сном, во время еды, непосредственно после душевной или физической травмы, и когда родитель находится в плохом настроении.
Помните, что родительская задача – вырастить ребенка с минимальными психологическими травмами. Каждый случай «плохого поведения» ребенка индивидуален и при внешне «похожем» поведении в основе его могут лежать различные причины.
При наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме. Спокойно предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан. Но только не угрожайте и не запугивайте, иначе малыш будет испытывать страх за каждое свое действие. Наказывать ребенка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, несправедливо и бессмысленно. А в случае, когда малыш заранее предупрежден, право выбора остается за ним.
Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю. Наказание детей должно носить временный характер («ты не будешь смотреть мультики сегодня вечером»). Если вы наказываете малыша за какой-либо проступок, то помните, что лучше наказывать ребенка, лишая чего-то хорошего, чем делая ему плохо. Тогда ребенку действительно будет о чем сожалеть. Нельзя наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых потребностей ребенка, а также нельзя наказывать трудом (например, мыть посуду или подметать после провинности).
Наказание всегда должно быть обдуманным и логичным. Причем за один проступок должно быть одно наказание. При наказании детей следует исключить припоминание прежних проступков, а говорить надо только о том, за что он наказывается именно сейчас. При наказании детей следует избегать оскорблений, осуждать надо только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.