Формирование детско-родительской привязанности характеризуется согласованием и принятием представлений относительно роли родителя, функций, распределении ответственности, обязанностей.
До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, проявляется это в построении будущего, мечтах и планировании. С появлением ребенка согласование представлений получает практическую реализацию. Общая картина детско-родительского взаимодействия во многом детерминируется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.
Позитивные детско-родительские отношения характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку, а интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребенка в эти отношения, между ними наблюдается максимальный психический контакт.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависит от множества факторов.
- Во-первых, сложившиеся индивидуальные личностные особенности самого ребенка, представляющее собой результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов.
- Во-вторых, семейные факторы, в частности, психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с сиблингами и многое другое.
- В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность ребенка (осмысление своей семьи и себя в ней).
Таким образом, родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка.
Д. Винникотт в своих трудах вводит понятие «холдинг» — все, чем является мать и что она делает для своего ребенка. Это переживание, которое дает возможность двум отдельным существам чувствовать себя как одно целое. Это дает возможность ребенку «быть». Успешное приспособление матери к нуждам ребенка сообщает ему чувство защищенности, ощущение, что он любим. Развитие ребенка находится в прямой зависимости от надежности в холдинге и уходе за ним. Д. Винникотт характеризует особенность данного взаимодействия: «эта коммуникация происходит в тишине… В ребенке закрепляется самовоздействие надежности» [1. С. 73]. Но, Д. Винникотт так же делает акцент на том, что «мать не может научиться тому, что от нее требуется… Ее наука – ее собственный опыт младенчества… Она должна обладать знаниями, хранящимися на глубинном уровне» [1. С. 47].
В литературе встречается термин, близкий к «холдингу» — «бондинг» (от английского bonding) –«воссоединение», «воссоздание». Под этим термином понимается тонкая, интуитивная связь младенца и его родителей. Это не просто материнский инстинкт или любовь к своему чаду. Это – способность понимать, угадывать и даже предугадывать желания своего малыша. Бондинг – это не то, чему можно обучить. Отношение бондинга формируются, если будущая мама естественно следует всем изменениям, происходящим в ней, и принимает их. Тогда женщина перестает быть просто женщиной — она становится Матерью. Однако следует различать отношения бондинга и просто привязанности. Бондинг – это нечто большее, чем привязанность. Бондинг использует привязанность так же, как разумность использует интеллект.
Отношения между матерью и ребенком в раннем младенчестве — это запечатлевающаяся в ребенке модель его дальнейших отношений:
- Если его любят, он учится этой любви.
- Если чувствуют его потребности, он учится чувствовать потребности других.
- Воспринимая уверенность матери, он получает чувство безопасности, а вместе с ним формируется уверенность в себе, в своих возможностях.
Несомненно, условия, которые получили младенцы, и степень, в которой они ощущали себя ценными, будут играть важную роль в их дальнейшем психическом развитии.
Для написания текста использовались источники:
- Винникот Д. Маленькие дети и их матери. – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 80 с.
- Шпиц Р., Коблинер Г. Первый год жизни – М.: Академический проспект, 2006. – 352 с.
- Фрейд Э. Оценка раннего младенчества – проблемы и размышления // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. – 2008. – Т.1. – С. 213-228.