Значимость формирования детско-родительской привязанности

ccdea0f510ccfaac89e531c95102fe8f

Формирование детско-родительской привязанности  характеризуется согласованием и принятием  представлений относительно роли родителя, функций, распределении ответственности, обязанностей.

До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, проявляется это в построении будущего, мечтах и планировании. С появлением ребенка согласование представлений получает практическую реализацию. Общая картина детско-родительского взаимодействия  во многом детерминируется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.

Позитивные детско-родительские отношения  характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку, а интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребенка в эти отношения, между ними наблюдается максимальный психический контакт.

Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависит от множества факторов.

  • Во-первых, сложившиеся индивидуальные личностные особенности самого ребенка, представляющее собой результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов.
  • Во-вторых, семейные факторы, в частности, психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с сиблингами и многое другое.
  • В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность ребенка (осмысление  своей  семьи и себя в ней).

Таким образом, родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка.

Д. Винникотт в своих трудах вводит понятие «холдинг» — все, чем является мать и что она делает для своего ребенка. Это переживание, которое дает возможность  двум отдельным существам чувствовать себя как одно целое. Это дает возможность ребенку «быть». Успешное приспособление матери к нуждам ребенка  сообщает ему чувство защищенности, ощущение, что он любим.  Развитие ребенка находится в прямой зависимости от надежности в холдинге и уходе за ним. Д. Винникотт характеризует особенность данного взаимодействия: «эта коммуникация происходит в тишине… В ребенке закрепляется самовоздействие надежности» [1. С. 73]. Но,  Д. Винникотт так же делает акцент на том, что «мать не может научиться тому, что от нее требуется…  Ее наука – ее собственный опыт младенчества…  Она должна обладать знаниями, хранящимися на глубинном уровне» [1. С. 47].

В литературе встречается термин, близкий к «холдингу» —  «бондинг» (от английского bonding) –«воссоединение», «воссоздание». Под этим термином понимается тонкая, интуитивная связь младенца и его родителей. Это не просто материнский инстинкт или любовь к своему чаду. Это – способность понимать, угадывать и даже предугадывать желания своего малыша. Бондинг – это не то, чему можно обучить. Отношение бондинга формируются, если будущая мама естественно следует всем изменениям, происходящим в ней, и принимает их. Тогда женщина перестает быть просто женщиной — она становится Матерью. Однако следует различать отношения бондинга и просто привязанности. Бондинг – это нечто большее, чем привязанность. Бондинг использует привязанность так же, как разумность использует интеллект.

Отношения между матерью и ребенком в раннем младенчестве — это запечатлевающаяся в ребенке модель его дальнейших отношений:

  • Если его любят, он учится этой любви.
  • Если чувствуют его потребности, он учится чувствовать потребности других.
  • Воспринимая уверенность матери, он получает чувство безопасности, а вместе с ним формируется уверенность в себе, в своих возможностях.

Несомненно, условия, которые получили младенцы,  и степень, в которой они ощущали себя ценными, будут играть важную роль в их  дальнейшем психическом  развитии.

Для написания текста  использовались источники:

  1. Винникот Д. Маленькие дети и их матери. – М.: Независимая фирма «Класс»,  2013. – 80 с.
  2. Шпиц Р., Коблинер Г.  Первый год жизни – М.: Академический проспект, 2006. – 352 с.
  3. Фрейд Э.  Оценка раннего младенчества – проблемы и размышления // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. – 2008. – Т.1. – С. 213-228.