Зрелое родительство

Как в  консультативной практике,   так и в процессе  проведения психологических мастерских, родительских лекториев  автор акцентирует внимание на  ценности  индивидуальной психической  красоты и  неповторимости каждого из нас.

Поэтому родителям  важно самостоятельно и ответственно искать решения на новые и новые вопросы, которые возникают при взрослении детей.  То есть,  изучать особенности развития своего ребенка, пробовать новые методы воспитания и развития,  жить не в категориях «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», а чувствовать свое отношение к тому или иному событию (мысли, поступку).  Например, «что я, как родитель, чувствую, в самых повседневных ситуациях, когда… (держу младенца на руках,  гуляю с ребенком, читаю ему на ночь)»? Или  — «как рождается мое мнение обо мне, как родителе»?

Эти акценты – составляющая творческой ментализации родителей —  установлению связи между переживанием и поведением. Например, осознав свои мысли и чувства, поняв свои способы реакции на них (как мысли и чувства заставляют реагировать определенным образом) у родителей появиться бОльшая эмоциональная гибкость и  возможность выбора действий. Если родитель умеет различать мысли и чувства; способен отделить ощущения от того, что реально происходит;  не навязывает правила, а может обсуждать компромиссы;   способен учесть пожелания ребенка  и особенности развития (то есть, понимает себя, ребенка и обстоятельства)  —  то данные детско-родительские отношения могут быть гармоничными.

Поэтому воспитательные возможности родителей напрямую зависят от повседневных решений (действий, мыслей, чувств). Родительство  подразумевает, что вы делаете все, что в ваших силах, что бы ваш ребенок стал собой, а не вашей копией или воплощением идеального ребенка (часто  собственные ожидания родителей  мешают «разглядеть»  своих детей). Да, важно как быть заинтересованным в ребенке, так и понять – каково это быть ребенком, а так же  знать его сильные стороны, чувства…

То есть, родительство, как стиль воспитания — приходит с опытом. Поэтому важно тренировать  в себе нужные родительские качества и умения и отказываются  от тех, что мешают процессу воспитания.    Например, отвечать за свои  решения (а  не отчитывают себя на промахи, которые неизбежны);  делать выводы и ставить новые, более четкие цели;  внимательнее прислушиваться к  своим ценностям и потребностям  ребенка;   ценить и любить себя, но и  принимать тот факт,  что все мы  несовершенны…

Отрывок из книги Кузьминой А.А.  «Семья: родители, дети и их отношения».