В этой статье кратко изложена информация о том, как говорить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста о сложных внешних обстоятельствах в мире.
Детей дошкольного возраста лучше оградить от любой сложной и эмоционально тяжелой информации, в том числе от просмотра новостей или семейных обсуждений. Важно понимать, что детям часто может передаваться настроение близких людей. Тревоги и страхи маленьких детей о сложной внешней ситуации напрямую зависят от тревог и страхов родителей на эту тему. Поэтому необходимо по возможности стабилизировать свое состояние при взаимодействии с детьми.
С младшими школьниками обязательно нужно разговаривать о событиях и не избегать сложных тем, но эти разговоры должны быть продуманными и спокойными.
Ниже приводится алгоритм разговора:
1. Краткость. Разговор должен быть кратким, простым, спокойным. Чем младше ребенок, тем меньше длительность и проще фразы.
2. Понятные примеры. Мы объясняем ситуацию на примерах из сказок для дошкольников или мифов для более старших детей. Например: «Так бывает, что герои сказки конфликтуют и делают друг другу плохо. Им требуется время, чтобы помириться. Часто после завершения конфликта что-то меняется, но жизнь продолжается».
3. Говорим о чувствах. «В такой ситуации можно испытывать страх, беспомощность, грусть, злость или ничего не испытывать, это нормально. Как себя чувствуешь ты, расскажи…». Лучше, если ребенок попробует сам назвать свои чувства, сделав выбор из предложенных вариантов или назвав свой. Дальше можно показать, что вы принимаете его чувства и поддержать: «Я понимаю, что тебе грустно, иди я тебя обниму».
4. Даем ребенку почувствовать защищенность. Защищенность это гарантия от взрослого, что он позаботится о ребенке: «Близкие рядом с тобой, мы позаботимся о тебе, мы делаем все возможное для твоего благополучия».
5. Говорим о временной перспективе. «Это не навсегда, это скоро закончится. Все заинтересованы в том, чтобы это закончилось как можно быстрее».
6. Говорим об изменениях: «Жизнь изменится, что-то к чему мы привыкли, изменится, нам будет грустно от этого. Но жизнь будет продолжаться».
Условия стресса, эмоционального напряжения, неопределенности и т.п. — данные ситуации являются негативными предикаторами эмоционально-личностного благополучия для всех членов семьи. Фактически есть только одна основная стратегия, которая эффективна в условиях неопределенности: самостоятельное создание определенности:
Поддерживаем рутину. Важно сохранить распорядок дня и привычные ежедневные дела.
Продолжаем использовать семейные привычки и ритуалы, которые были в «спокойное» время. Это может быть что угодно: семейные традиции, утренние/вечерние ритуалы, спортивные тренировки, встречи с друзьями, хобби и т.п. Чтобы справляться с последствиями ситуации неопределенности, нужно изначально справиться с дезориентацией из-за изменений. А привычные ритуалы помогают в этом лучше всего.
Планируем день. В фокусе внимания и планирования нужно удерживать только те аспекты жизни, в которых наше влияние существенно: семья, работа, распорядок дня, личные обязанности. Это вопрос не только приоритетов, но и вопрос чувствительности, внимательности к себе. Текущие перемены вносят сложности и неопределенность, поэтому следует сосредоточиться на упрощенной системе планирования, а также снизить ожидания от себя.