СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — это хроническое неврологическо-поведенческое расстройство развития, то есть синдром, который требует долгосрочного (постоянного) мониторинга и корректировки симптомов.
СДВГ проявляется в форме двигательной гиперактивности, трудностях концентрации и поддержания внимания, сложностях обработки экзогенной и эндогенной (внешней и внутренней) информации и стимулов, в импульсивности поведения, нарушениях обучения и памяти, проблемах во взаимоотношениях с окружающими.
То есть, СДВГ представляет собой сборную группу состояний, включающую несколько синдромов: синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и разнообразные сочетания обоих.
Это полиморфный клинический синдром, нарушение развития, а не «неумение» вести себя «по взрослому» или подчиняться требованиям взрослых; или последствия аллергии и потребления слишком большого количества сладостей и т.д. Но особо хочется подчеркнуть, что, не смотря на то, что СДВГ не является результатом неправильного воспитания и/или нарушенных отношений между родителем и ребенком, тем не менее, особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем и ребенком оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и его социальную адаптацию.
И что особенно важно, воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям (и педагогам), что часто приводит к развитию родительского стресса, переутомлению, чувству бессилия и в некоторых случаях агрессии по отношению к ребенку.
Точные причины возникновения СДВГ не известны. Современные исследования выявили повышенную активность некоторых химических веществ мозга в префронтальной коре (дофамин и норадреналин) у людей с СДВГ. Генетические факторы, скорее всего, так же играют важную роль (изменения в генах, которые регулируют специфические рецепторы дофамина, были обнаружены у большого количества людей с СДВГ).
На современном этапе развития медицины и психотерапии подходы к лечению и коррекции СДВГ разнообразны. Но большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Например, используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозная терапия так же назначается по индивидуальным показаниям, когда нарушения поведения и когнитивных функций не могут быть преодолены немедикаментозными методами.
Поэтому родителям важно признать предел «воспитательных» мер при СДВГ, но при этом сохранить веру в возможности ребенка. А так же сформулировать адекватные ожидания, которые строятся на основе контакта и наблюдения за ребенком. Детские капризы, конфликты, агрессивное поведение ребенка — все это нередко связано не только с проявлениями СДВГ, но и с родительскими ожиданиями. С тем, что мы, взрослые, не достаточно хорошо поняли состояние ребенка и в этот момент начинаем требовать от него то, что он сейчас не может дать или сделать. Поэтому у многих детей с СДВГ развивается и держится постоянно высокая степень тревожности, поскольку они сравнивают свое поведение на предмет: «попадаю я сейчас в чьи-то ожидания или нет?»
В конце поста, возможно акцентировать внимание на парадоксе. Дети с СДВГ — физически крепкие, подвижные, любознательные – то есть, не выглядят как «больные». Поэтому часто взрослые игнорируют их состояние, особенности психомоторной регуляции (особенности динамической интеграции и нейрохимических связей). Например, истощение нервной системы, которое характерно для детей с СДВГ и которое проявляется в том, что ребенок не реагирует на крик и шепот, часто «оценивается» как приобретенное поведение (эгоизм, равнодушие к близким, «нечувствительность»).
Но понимание сути синдрома влияет на эффективность подобранных методов семейного воспитания, формирование адекватных родительских ожиданий, научение ставить конкретные цели и с ними соизмерять результат. То есть, бессмысленно ставить цель «исцелить ребенка» с СДВГ (т.к. это хронический синдром), но можно, например, соблюдая рекомендации специалистов по организации режима дня уберечь ребенка от переутомления. Или эмоционально поддерживать во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.
СДВГ — это своего рода катализатор. В одной семье этот диагноз может вызвать фрустрацию и разочарование в ребенке, а в другой – стремление к контакту, пониманию, поддержке в процессе воспитания.
В помощь родителям — рекомендации по семейному воспитанию и игры на развитие дефицитарных функций:
СДВГ. Основные направления семейного воспитания
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с СДВГ
Игра и СДВГ. Развитие дефицитарных функций